06.10.2007 / Культура

НАУКА РАЗГОВАРИВАТЬ С БОГОМ

- Помните, что сказано в первых главах Библии? Что в первый день творения Бог отделил свет от тьмы - "и увидел, что счет хорош". Это первое деяние Бога! Получается, что мы подражаем ему. Ведь рисунок построен на отношениях света и тени, - художник Владимир Скокленев о своем деле говорит увлеченно. Уже 31 год в мурманской детской художественной школе он преподает академический рисунок. Причем работы его учеников по уровню намного превосходят рисунки сверстников и даже старших ребят - тех же студентов "худграфа".

Сегодня вечером в городском выставочном зале работы учеников Скокленева впервые увидит публика. На выставке шесть авторов, все они сейчас учатся в лучших художественных вузах страны - в Академии Художеств, Мухинском училище, Московском архитектурно-строительном институте... Но представленные работы все сделаны еще в художке. Вот только "школьными" их никак не назовешь. Профессионализм, твердая рука, точный глаз - такими качествами, признаться, могут похвастаться далеко не все состоявшиеся авторы.

Наставник не скрывает гордости своими учениками, с удовольствием показывает то один, то другой лист, восхищаясь тем, чего достигли вчерашние дети.

- Рисунок - это соединение трех-четырех наук сразу. Тут и черчение, и геометрия, и перспектива... Академический рисунок несет огромную информацию о предмете, - говорит Владимир Скокленев. - Поэтому, чтобы овладеть им в совершенстве, нужно терпение и хорошая голова. Рисунок - это не набитая рука, не какие-то навыки, доведенные до автоматизма, - это мышление! Микеланджело еще пятьсот лет назад определил: это математика в чистом виде.

Художник говорит о своих питомцах как о самостоятельных созревших авторах. Дело не только в том, что они и впрямь уже сделали собственную судьбу: за последние пять лет более пятидесяти ребят поступили в лучшие столичные вузы. Секрет и в том, что классический рисунок сразу показывает все, что умеет и чего не умеет сидящий за мольбертом. Тут не скроешь незнания, тут не спасет, приложив руку, учитель.

- В рисунке важно все и сразу. Я не могу вмешаться, подойдя и начав что-то исправлять посреди работы. Не могу направить человека в другую сторону. Я могу только научить, объяснить - а дальше все зависит от них! Они создают трехмерное изображение, передают объем, форму, материал, освещение, перспективу, используя нужные знания, делая ежесекундный моментальный выбор, отсекая лишнее. Это самое сложное - и в этом и состоит индивидуальность. Свобода - это самостоятельный правильный выбор.

Скокленев признается: занятия академическим рисунком на такой уровень ему пришлось вывести не от хорошей жизни. Просто когда в эпоху перемен развалилось большинство художественных училищ, ребята стали поступать в Академию сразу со школьной скамьи. А без специальной подготовки, даже поступив в вуз, окончишь его тем же школьником. Помочь ребятам стать настоящими профи вопреки обстоятельствам в силах грамотный учитель. Вот и стали юные мурманские художники работать на износ. Так, чтобы даже в столице потом стать лучшими.

- Природа постоянно рождает гениев, - убежден Владимир Викторович. - Но и гению нужна школа. До встречи с Лоренцо Великолепным Микеланджело был лишь мальчиком-каменотесом. Год-два учебы сделали его великим. Он взял то, что ему было нужно. Без настоящей учебы гения не будет.

И все же художник делает себя сам. Для этого нужны характер, воля, ум. Живой пример - один из ребят, поразивший самого учителя работоспособностью:

- Мальчишка поступил в академию после школы. А там программа: гипсы - гипсовые головы - надо рисовать. Он не умеет. Берет больничный, возвращается в Мурманск на полтора месяца, приходит ко мне. Но за полтора месяца научиться невозможно! Я даю ему монографию Бамеса об антропологии - ее нет на русском, я сам переводил. Чтоб вникнуть в нее, надо месяца два. Мальчишка одолел за ночь. Пришел - и стал рисовать. Работал днем и ночью - и через полтора месяца сдал сессию и продолжил учиться.

Рисунок увлеченных им людей меняет. Мышление перестраивает. Говорят, ребята даже уроки учатся делать быстрее: четверть часа - и готово! А сам наставник сравнивает свои занятия с маленьким театром, где все ребята актеры, каждый не похож на другого, а учитель - режиссер. Ну а каждый урок - совместная импровизация. Здесь возможно все, но все - по-настоящему. Они твердо знают, к чему стремятся, недаром Микеланджело говорил: кто овладеет рисунком - разговаривает с Богом.

А в разговоре со Всевышним неуместны мелочи. Тут надо говорить по самому крупному счету, всерьез. И стремиться к большему.

- Я всегда говорю: не стоит беспокоить Господа по мелочам, - улыбается Скокленев. - Он же предлагает блаженство, царство - то есть все и сразу! Так что мечтать надо по-крупному. Тогда всего и добьешься!

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.10.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,824477,383280,901174,8890
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня