22.01.2008 / Культура

Как много в вас любви, маэстро!

Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.

Пожалуй, впервые за долгое время на филармоническом концерте ни у кого ни разу не зазвонил мобильный. А значит вся эта огромная масса людей - аншлаг, приставные стулья, многие слушали даже стоя - подобралась не случайно. Они все объединены одной религией, трепетно хранят ее и бережно относятся к каждой встрече со своим божеством. А божество это - джаз!

В воскресенье мурманчане получили редкий подарок: два концерта дал человек, давно ставший живой легендой советской и постсоветской музыкальной культуры - Георгий Гаранян. Тот самый - необычайный авантюрист, достигший славы, не успев получить образования, тот, кто, фактически уже будучи дирижером известного коллектива, сдавал консерваторские экзамены экстерном, создал при студии грамзаписи ансамбль "Мелодия" и по сути легализовал в Союзе "музыку толстых", как называли буржуазный джаз ортодоксальные отечественные критики. А еще - записал вместе с "Мелодией" музыку к десяткам кинофильмов, среди которых самые заветные сокровища телезрителей: "Ирония судьбы, или с легким паром", "12 стульев", "Покровские ворота", "Человек-амфибия"... С его именем связан те дуновения свободы, стиля и лучших проявлений западной культуры, которые чуткое ухо безошибочно улавливало и в прочно-советские времена...

Сейчас ему семьдесят три. Полон сил, бодр, подвижен. Обаятелен до крайности и собеседника располагает к себе моментально. С ним очень комфортно - спокойный, добродушный, чуть ироничный. От беседы с корреспондентами не отказывается: его теперешняя жена и дочь журналистки, так что к нашей братии Георгий Арамович относится тепло. Вот только времени мало - у Гараняна график напряженный: прилетел под утро, открыл городской детский джаз-фестиваль, дал концерт в филармонии и отправился на джэм-сэйшн в отель "Полярные зори". Это уже до поздней ночи, а потом - сразу на самолет. Но сил хватает на все.

В отличие от многих коллег по цеху, он никогда не эмигрировал, даже расстался из-за этого с семьей, уехавшей в Америку. Говорит, вовсе не по идейным соображениям - просто он человек домашний, привязан к месту, где ему комфортно:

- Мне нравится жить в Москве, это мой город. И предложи мне любой город на выбор - все равно останусь в ней. Может, привычка... Но я чувствую, что это мой дом - а я люблю жить дома, - говорит он. - При этом играю я, разумеется, по всему миру, но всегда возвращаюсь.

Гаранян в советскую эпоху, бывшую в целом благосклонной к нему, воплотил "американскую мечту": сделал себя сам, скромным студентом станкостроительного института открыл себе и миру запрещенный джаз, создал ансамбль, прославился... Играя почти нелегальную музыку, получил звание заслуженного, а потом народного артиста СССР. Правда, лет девять был невыездным - но играл! У него на вопрос о секрете такой причудливой биографии один ответ - джаз. Впустив этого джинна в свою жизнь, будь готов к любым импровизациям.

- До некоторой степени джаз в Союзе был искусством протеста, - рассуждает Гаранян. -Это был естественный этап развития. Вот сленг - тоже протест против истеблишмента, своего рода субкультура - такое же положение занимал джаз. Но сейчас он это перерос. Но сейчас, я уверен, он постоянная величина. Просто настоящее искусство. Причем такое, что вмещает в себя самые разные веяния. Раньше джаз развивался волнами: от революции к революции. Помню, когда появился бибоп, все им заболели, потом появился джаз-рок - и все предыдущее назвали полной ерундой. А вот за последние лет пятнадцать ничего революционного не случалось. Схожего с тем, что сделали Чарли Паркер или Луи Армстронг. И, может, это к лучшему: мы играем все, что нам нравится. Никаких премудростей не нужно - просто наслаждайтесь! Это - демократия.

Джаз с его вариациями, цитатами, экспериментами, интернационализмом и впрямь стал музыкой демократии. Но сам Гаранян им увлекся вовсе не в поиске демократических идеалов. Услышал его мальчишкой в начале войны. В доме был проигрыватель, в руки случайно попали пластинки, с которых полилась незнакомая и волнующая музыка. Этот вирус прочно поселился в крови, и уже юношей будущий саксофонист ловил "Голос Америки", чтоб услышать музыкальные передачи, - транслировавшиеся мелодии он записывал нотами и потом выучивал на фортепиано. Шефы студенческого оркестра, верно, удивились бы, если б узнали, что репертуар юных комсомольцев заимствован на "вражеских радиочастотах".

Саксофон появился и вовсе случайно: будущий виртуоз, а тогда староста студенческого оркестра забрал инструмент товарища из починки - и "от нечего делать" попробовал его звучание. Через некоторое время великий Олег Лундстрем принял его к себе в оркестр шестым саксофоном.

- Вот тут-то впервые возмутился моим выбором отец, - вспоминает с улыбкой маэстро. - К увлечению джазом он относился спокойно, понимал, что это просто моя жизнь. А вот когда я вместо завода отправился работать в оркестр, грозился выгнать меня из дома. Мама отстояла - она всегда хотела, чтоб я занимался музыкой.

Гаранян говорит: когда он работал, всегда был счастлив. И у Лундстрема, и дирижируя оркестром в цирке у Никулина, и выступая с биг-бендами, и работая в дуэте со знаменитым молодым пианистом Денисом Мацуевым. Но самой большой любовью все же была "Мелодия". В 70-е она считалась лучшим эстрадным ансамблем в России и могла исполнять практически что угодно, ориентируясь лишь на вкус дирижера и восторги публики. Миллионные тиражи пластинок, звезды в очереди на запись... Тогда и выработал худрук свой афористичный принцип, который повторил в разговоре с мурманскими журналистами:

- Чтобы я позвал к себе музыканта, он должен, во-первых, уметь играть всё, во-вторых, не задавать вопросов!

После перестройки "Мелодия", казалось, исчезла - но Гаранян вновь дирижирует ею. Воскрешенный ансамбль работает уже несколько лет. С пятью его солистами маэстро выступил и в Мурманске.

- Новая "Мелодия", конечно, отличается от первой, - говорит он. - Там почти все - молодые. Семнадцать сопляков от 19 до 23 лет. Вопросы дирижеру они, правда, еще задают, но близки к тому, чтоб перестать. А вот играть уже умеют почти всё. Это выпускники "Гнесинки" и Московской консерватории, цвет молодых музыкантов столицы. Что-то из старых традиций мы, конечно, стараемся сохранять. Например, в репертуаре остаются обработки советских песен... Но в целом мы обновились. Кстати, - оживляется Георгий Арамович, - у нас же в этом году юбилей! 50 лет моей творческой деятельности и 35 - "Мелодии". Будем праздновать!

На сцене Гаранян со своими птенцами неподражаем. Из зала видно, как бережно он относится к каждому партнеру, как заставляет его раскрыться, показать себя, и, одновременно, оттенить лучшие стороны другого. Периодически оставляет их наедине с залом, уходит в тень - и ребята пускаются в свободное плавание, получая колоссальное удовольствие, импровизируя... Чего стоит соло ударника Александра Иванова, задавшего залу какой-то космический ритм, или дуэт обаятельного контрабасиста Андрея Аминова с вокалисткой Натальей Смирновой! Красавица Наташа - гордость ансамбля, лауреат конкурсов джазовых певцов и виртуозная пианистка. Она блестяще аккомпанирует себе, а при случае ее вокальным импровизациям с удовольствием аккомпанирует за роялем и сам Георгий Гаранян. Ну а трубач Виктор Гусейнов - ветеран ансамбля, начинал играть вместе с худруком. Его проникновенное соло зал ловил, затаив дыхание - а тот делал, что хотел, рискуя, удивляя, уводя в какие-то неведомые страны.

А потом звучал саксофон. Это Гаранян играл свой свинг - к нему маэстро давно пристрастен. На фоне динамичных, экстремальных, задорных, молодых он смотрелся спокойным, уверенным. Он чувствовал каждого из них - и вел весь квинтет за собой. Он точно знал, чего хотел, словно заклинатель змей, гипнотизируя зал. Его музыка, казалось, легкая и понятная, преподносила какой-то очень серьезный урок. Урок свободы, наверное...

Что же до самого мастера, то он говорит о секрете собственного исполнения легко:

- Мое кредо простое: я играю только то, что люблю. Поэтому мне отвечают любовью.

Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г. Ветеран "Мелодии" Виктор Гусейнов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г. Ветеран "Мелодии" Виктор Гусейнов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г. Роза от мурманчан для Натальи Смирновой.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Концерты Георгия Гараняна в Мурманске 20 января 2008 г.
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.01.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня