18.03.2008 / Культура

Писатель должен быть бунтарем

Фото: Федосеев Л. Г.
Тот самый Василий. На снимке - справа. :)

Кто из нас ни пробовал писать стихи или прозу? Юность, первая любовь. Корявым почерком ночью под одеялом, рука выводит строчки, наполненные чувством. Напишем, а потом рвем листок на кусочки, и опять пишем, и опять рвем. Некоторые все-таки доводили дело до конца, и сегодня мы знаем их имена, можем увидеть их произведения на полках в книжных магазинах. Однако мало кто знает, насколько тяжел труд автора, и каким нереальным сейчас представляется восхождение талантливого, но пока никому неизвестного литератора к славе. Василий Рябков, уважаемый мурманской молодежью писатель и поэт, рассказал нам о своем творческом пути и о тех тенденциях, которые прослеживаются в литературной среде нашего города.

- Какое значение для Вас имеет литература? Это хобби или что-то большее?

- Литература - это увлечение всей моей жизни, ее часть. Я с большим недоверием отношусь к людям, которые говорят: "Я профессиональный писатель". Для меня это звучит также дико, как, например, профессиональный друг, профессиональный любовник или профессиональный брат. Писатель - это состояние души. И, как правило, талантливые искренние произведения получаются не в тех случаях, когда денег хочется заработать, а когда есть душевная потребность писать. Разумеется, можно зарабатывать литературой деньги, но сейчас мало тех, кто может совмещать коммерческую составляющую и талант. Из таких писателей я могу назвать Виктора Пелевина и ряд других авторов, которые сегодня в своем творчестве выходят за пределы чистой беллетристики. А для множества других мыслящих людей литература зачастую превращается в роскошь, которую можно себе позволить, только занимаясь при этом какой-то другой, основной работой, которая кормит.

- А чем Вы занимаетесь? И с какой целью пишите свои произведения?

- Я работаю пресс-секретарем. Свои произведения пишу скорее для собственного удовольствия, чем для какой-то славы, или тем более денег. Но некоторые работы все-таки становятся популярными и известными, например, мюзикл "Сестра Линда". Кстати, сейчас Евгений Гоман рассматривает мою пьесу "Жвачка", по которой он однажды уже ставил спектакль, теперь возможно, постановка обретет новую жизнь.

Думаю, что не мне судить, насколько я силен как писатель. Слышал, что некоторые творения нравятся читателям, книжек, которые были изданы, давно не найти, в Интернете полно моих стихов. В МГПУ, оказывается, по моим произведениям даже пишут курсовые работы. Если честно, при этом чувствуешь себя неловко, как будто тебя при жизни похоронили. Читаешь: "автор хотел сказать", "в своих произведениях писатель выражал..." Мы ведь все привыкли, что тем, про кого пишут научные работы, рядом с нами давно уже нет.

- Как начиналась Ваша литературная деятельность?

- Мне, можно сказать, повезло. Первый сборник стихов вышел в свет в 93 году при содействии нашего знаменитого земляка, писателя Виталия Маслова. Выпуск осуществлялся за счет Союза писателей. В те годы еще работала система, при которой молодые литераторы, подававшие надежды, могли рассчитывать на публикацию своих произведений. Любой начинающий автор имел право придти в литературное объединение и представить свою работу. Конечно, прежде чем издавать книгу, творческий труд рассматривал редакционный совет, уважаемые писатели и поэты разбирали и анализировали произведение. Безусловно, тогда существовала определенная тенденциозность, и многие талантливые работы могли быть не опубликованными, например, по идеологическим соображениям. Но, с другой стороны, была надежда и серьезная помощь более опытных товарищей.

Кстати, я не являюсь членом Союза писателей и не вступаю туда принципиально, хотя меня приглашали. Во-первых, потому что считаю, что я еще не достиг настолько высокого уровня, чтобы называть себя писателем, поэтом и не могу учить других, как создавать произведения. А во-вторых, не всегда те люди, которые называются членами союза, являются писателями хоть в какой-то степени.

- Каковы шансы у молодого литератора сегодня?

- Сейчас рассчитывать на чью-либо помощь не стоит. Автору никто не скажет, что завтра его произведение возьмут и напечатают. Могут разместить работу в каком-нибудь сборнике, и это в самом лучшем случае. Что говорить о молодежи, когда известные и состоявшиеся писатели годами не могут издать свои книги...

Тем не менее, нынче замечательное честное время! Сегодня существует свобода от всякого давления "сверху". И любой человек, имеющий определенную сумму денег или какую-то оргтехнику, может напечатать свои творения, и сказать: "Я великий писатель". Другой вопрос, что выпущенная таким образом книжка, как правило, очень быстро умирает. Что дальше происходит с такими изданиями? Они раздаются знакомым, друзьям, и на этом литературный процесс затухает. Молодые писатели забывают, что у настоящей книги должен быть не только автор, но и читатель, который реагирует на произведение, оценивает его. Но у настоящего таланта все-таки есть шанс пробиться! Конечно, сейчас литераторам для того, чтобы продвигать свое творчество, необходимо прилагать очень много усилий, иметь выдержку и железную волю. Даже всероссийские конкурсы не всегда могут помочь, ведь отсутствует та стройная система движения вверх, которая была раньше. Но шансы, повторяю, есть у всех, главное, чтобы был талант и упорство. Если же нет хотя бы одного из компонентов, то получится или графоман, или человек, попусту промотавший все, что у него было ценного.

- Есть ли потребность у читателя в современных авторах?

- Конечно, такая потребность существует. Каждое время ставит свои проблемы, как сейчас любят говорить, "вызовы", каждом времени существуют свои кумиры. Любое поколение нуждается в таких писателях, которые были бы выразителями идеалов, стали бы ориентирами, маяками. И если такие появятся на Мурманской земле - это будет замечательно. Литературный процесс идет, но сейчас он чрезвычайно затруднен подменой человеческих ценностей материальными. Вспомним того же Пелевина. Писатель должен быть бунтарем, но человечество сейчас превращается в общество проституток. Все покупают, и все продаются. А какой бунт может быть у проституток? Здесь и так все понятно, как на кассовом чеке: "цена такая-то, сдача столько-то, спасибо за покупку". Литературу можно свести к этому же. Зачем писать, к чему стремиться? К тому, чтобы на этом чеке была цена не 500, а 1000 рублей? Очень часто за открывшейся свободой стоит зияющая пустота, а ведь люди хотят не бессодержательность в яркой упаковке, а настоящие живые чувства, живую литературу.

- Неужели все так безнадежно? Что же, по-вашему, будет с литературой в будущем?

- Не все так плохо. Мне было очень интересно наблюдать за творчеством молодых авторов на фестивале "Трасса". Хотя в их произведениях много всего мрачного и суицидального, но видно, что это не только молодежный радикализм. Начинающих писателей по-настоящему гнетет что-то большое и серьезное, тревожит их и не дает покоя. Если они поймут что именно и смогут передать это словами и образами, то мы станем свидетелями появления новой живой струи в литературе. Я настроен очень оптимистично. Хочется верить, что про Мурманск когда-нибудь можно будет прочитать не только в учебниках истории, но и в учебниках литературы.

Фото: Федосеев Л. Г.
Тот самый Василий. На снимке - справа. :)
Беседовала Виктория КУТОВАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.03.2008

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Экзотика и классика
Гороскоп на сегодня