23.08.2008 / Культура

В объективе - перископ

Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа").

«Всем спасибо. Все свободны!» - команда прозвучала, когда стрелки часов показывали 22.00. Первый день в Полярном для съемочной группы Открытого театра Юлия Малакянца выдался напряженным и нервным: два выхода в море и работа на пирсе. С утра накрапывал дождь, потом было солнечно, но холодно: заполярные + 10 после столичной 35-градусной жары киношникам вовсе не казались комфортными. Однако начало положено: сняты первые эпизоды, разбита на счастье тарелка с надписью «Усталая подлодка».

У будущего 8-серийного сериала есть и второе рабочее название - «След перископа». Судьба фильма изначально складывалась нелегко. Задумывалась картина к 100-летию подводного флота, но деньги нашлись лишь спустя два года, их выделило правительство Москвы. Сценарий переписывали семь раз. Наброски начал делать Николай Черкашин. Когда-то он служил в Полярном, в 4-й эскадре дизельных подводных лодок, которую называли «черная» - за то, что «пахала по-черному» всю холодную войну. Черкашин, пожалуй, первым стал записывать свидетельства очевидцев той поры. Отдельные факты и характеры подводников нашли художественное воплощение в сценарии. И, очевидно с легкой руки Черкашина определилось место съемки - в Полярном, в соединении, ставшем преемником эскадры.

Его наброски развила сценарная группа Открытого театра Юлия Малакянца. По признанию Малакянца, он в искусстве - всю жизнь, а в киноиндустрии почти новичок - всего семь лет. Инженер по образованию, в молодости был директором бакинской команды КВН, где «капитанствовал» тезка Юлий Гусман. Затем занялся постановками массовых зрелищ на профессиональных праздниках, колесил по Советскому Союзу и параллельно «учился тихонечко театральному делу». В годы перестройки вместе с Игорем Кио создал первый частный цирк. Спустя почти 20 лет сам удивляется, как смог организовать тогда поездку в Израиль - между странами еще не было дипломатических отношений и прямого сообщения. Малакянц в Ильичевске нанял теплоход, на борту которого разместились32 грузовика с оборудованием для аттракционов Кио, тигры, кони и слоны Мстислава Запашного. 103 человека из труппы отправились чартерным рейсом - диковинка по тем временам.

А потом была работа с Константином Райкиным в «Сатириконе» и открытие в 1998-м собственного театра. Спустя три года Малакянц «впрыгнул в уходящий поезд под названием кино и телевидение». У продюсера оказался дар привлекать звезд и открывать таланты. В его картинах дебютировали, например, Дмитрий Дюжев и Ольга Родионова. В творческой копилке уже 14 фильмов, главная гордость - ни в одном из них нет «чернухи и бандитизма».

- У нас почему-то главная тема кино и телевидения - криминал и проституция. На кого же людям равняться? - рассуждает Юлий Захарович. - Американцы создают образы людей без страха и упрека, а мы в России рассказываем криминальные истории… Поэтому герой нашего фильма Егоров, командир подводной лодки «Буки-4», пусть будет образом идеализированным. Он офицер, человек образованный, интеллигентный. Под стать и его избранница Вика Панежина, выпускница консерватории, исполнительница романсов. Идеализация - чтобы поднять престиж наших военных.

Малакянц давно мечтает снять кино о дореволюционной армии, ее профессионализме и офицерской доблести. Открытый театр даже выкупил права на экранизацию книги Романа Солодова о штабс-капитане, полном георгиевском кавалере, участнике Первой мировой войны. Но это пока далекие планы. А свой первый фильм на военную тему «Национальное достояние» Малакянц «пробивал» на одном из центральных каналов три года. «Добро» на экранизацию получил после трагедии с солдатом Сычевым:

- Когда наверху поняли, что на армию ополчились и надо что-то делать.

Следующий фильм - «Второе дыхание». Это первая в постсоветской России картина, созданная по заказу Минобороны. Снимали в Псковской дивизии. Продюсер вспоминает, что работать было сложно:

- В армии остались долгие совещания и традиция медленно принимать решения. Но все-таки уже нет того «кондового строя», который я застал на армейских сборах после института, когда получал звание младшего лейтенанта. Очень благодарен военным за реальную помощь и понимание, что мы несем позитивный заряд.

У картины «След пери-скопа» несколько консультантов из Минобороны и ВМФ, они шлифовали сценарий. Сценарист соглашается, однако до определенных пределов:

- Если есть художественный смысл, за который создатели несут ответственность, если необходимо передать романтизм - должна быть у героя «фенечка», за которую зритель полюбит его еще больше. И тут я военных прошу извинить, если что-то покажется им не соответствующим действительности, но будет нести положительный заряд и двигать сюжет.

Впрочем, серьезных разногласий не возникает.

- Есть шероховатости, но незначительные, устраняемые по ходу съемок, - говорит один из экспертов, заместитель командующего по воспитательной работе Кольской флотилии, подводник в третьем поколении Михаил Юрченко.

Большое подспорье для киношников - опыт полярнинских подводников. За последние пять лет пирсы соединения дизельных подводных лодок трижды становились съемочной площадкой - для художественных фильмов «72 метра», «Караван PQ-17», «Первый после Бога». Кроме того, для нескольких документальных лент по заказу центральных телеканалов.

Нынче съемочный график сжат до предела. Работу начали на две недели позже запланированного. Режиссер картины - опытный Виталий Лукин. Операторскую группу возглавляет Борис Бондаренко. «Одиночное плавание», «Случай в квадрате 3680» - это его работы. Он много снимал о военных и неоднократно бывал на Севере. Актерский же состав довольно молодой.

- Здесь не звезды, здесь хорошие актеры! - восклицает продюсер. - Анна Горшкова (Борщева) совсем недавно снялась в главной роли у Говорухина в «Пассажирке», поэт-сатирик Володя Вишневский, Граня Стеклова - потрясающая, сокровище!

Роль Егорова исполняет выпускник ВГИКа 2005 года Александр Василевский. Несмотря на молодость, у него на счету уже 15 картин. Военных играть пока не доводилось, и о своей новой работе актер говорит: «Настоящая мужская история».

4 сентября съемки продолжатся в Питере, потом в Москве, а уже в середине сентября группа отправится в Севастополь. Там в цехе судоремонтного завода соорудят интерьеры отсеков, поскольку в настоящей подлодке ни кинооператорам, ни осветителям не развернуться. Гораздо сложнее обстоит дело с поиском американской формы и техники. В фильме есть эпизод с иностранным кораблем и посадкой на палубу вертолета ВВС США. К компьютерной графике создатели прибегать не хотят.

- Как будете выходить из положения? - допытываюсь у Малакянца.

- Думаете, я знаю ответы на все вопросы? - качает головой продюсер. - Будем решать.

А нам, зрителям, остается ждать появления на экранах новой истории о мужестве и о любви, которая оказывается сильнее всех преград.

Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа"). Ведущий оператор Борис Бондаренко.
Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа"). В руках у Юлия Малакянца та самая тарелка. Пока еще целая.
Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа"). В руках у Юлия Малакянца та самая тарелка. Пока еще целая.
Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа"). Помощник режиссера Елизавета Никифорова.
Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа"). Второй оператор Сергей Журбинский.
Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа"). Справа - главный герой фильма командир подлодки «Буки-4» Егоров (Александр Василевский).
Фото: Головина Лариса
В Полярном снимается кино с рабочим названием "Усталая подлодка" ("След перископа").
Лариса Головина, Полярный.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.08.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня