13.09.2008 / Культура

Актеры больше не ступят на кривую дорожку

Фото: Вишневский Павел
Владимир Пьянков в любимой шапочке.

- Меня хоть и зовут Ноль-Пять, а дело делать надо! - говорит актер областного театра кукол Владимир Пьянков. Он, впрочем, не только актер - работает также заведующим постановочной частью. На полставки. Отсюда и прозвище.

Завпост по прозвищу 0,5

А дел много. К открытию юбилейного 75-го сезона мурманские кукольники наконец-то обзавелись новым сценическим оборудованием. Событие это и для молодого актера Дениса Савельева, подрабатывающего по совместительству монтировщиком сцены, не рядовое. Что уж говорить о ветеране Пьянкове, тридцать лет выбивавшем у начальства новые сценические подмостки.

Завпост, как на актерском сленге именуют для краткости заведующего постановочной частью, - это, по сути, театральный инженер, переводящий в практическую плоскость романтические задумки художников и режиссеров спектаклей. Поэтому вторые 0,5 ставки Владимир Пьянков отрабатывает столяром, то есть, пардон, мастером по изготовлению декораций.

Вообще-то, наш областной кукольный небогат на зарплаты, и в закулисных ролях монтировщиков сцены выступают и упомянутый актер Савельев, и художник по свету Сергей Лашин, и шофер Сергей Пасхов. Предводитель же у тех, кто, меняя декорации, позволяет героям перемещаться в пространстве хоть с Земли на Луну, - старший машинист сцены Анатолий Бабин, бывший судоремонтник 35-го завода.

- Наши с Толей жены давние подруги по бутафорскому цеху, - поясняет Пьянков, - его Людмила - закройщик по костюмам, а моя Любовь - главная художница. Вот и перетянули наши девочки в театр опытного технаря…

Даешь сцену­трансформер!

Застал вчера и заведующего Пьянкова, и предводителя театрального пролетариата Бабина за сборкой той самой сцены, о которой мечтал весь кукольный.

- И как же это немецкое чудо действует?

Владимир Владимирович и Анатолий Михайлович играючи приподнимают одну из секций плоской, казалось бы, сцены, да так и оставляют ее в стоячем положении. А чтобы продемонстрировать прочность конструкции, еще и садятся на нее вдвоем.

- И таких станков на сцене шестнадцать - плюс пять на авансцене! - не может сдержать восторга Пьянков. - Каждый поднимается до метра, с шагом двадцать сантиметров. Мы можем выложить всю сцену буквально ступеньками.

Так вот ты какая, знаменитая сцена-трансформер! Специфика сцены любого кукольного театра в том, что она двухуровневая. На верхнем ярусе играют спектакли с так называемыми планшетными куклами, когда актер водит своих персонажей по полу или по столу. На нижнем же уровне артист работает с поднятыми над ширмой руками. А ведь в современных кукольных театрах, и в нашем в том числе, идут и пьесы с живыми лицедеями, как в драмтеатре.

Вот и выходит, что высоту плоской сцены надо все время менять. Мировая кукольная инженерия давно додумалась до сцены-трансформера, но работникам нашего театра, слыша о ней, прежде оставалось лишь завистливо вздыхать.

Нам Европа не указ

Завпост Пьянков каждый год письменно предупреждал о надвигающемся сценическом кризисе. В прошлом сезоне написал отчаянный рапорт:

«Буду вынужден прекратить работы на сцене ввиду ее аварийного состояния». И вот областное управление культуры выделило миллион рублей на закупку новейшего импортного оборудования.

Правда, есть у нашей кукольной сцены существенное отличие от всех остальных в России. Она нестандартна по размерам. Ведь театр расположен в здании областной библиотеки, и по первоначальному проекту в этом помещении, вообще-то, должно было находиться книгохранилище… Поэтому через поставщика - столичную «Театрально-техническую корпорацию» - пришлось заказывать в Германии блоки по индивидуальному проектному заданию. Подъемные станки во всех кукольных театрах Европы обычно имеют размеры метр на два; для нашего же пришлось изготавливать несколько штук поменьше.

- Но посмотрите, какие получились игрушечки! - потирает руки старый мастер сцены. - Раньше мы тяжеленный станок могли приподнять только вчетвером, а сейчас и двое запросто справляются…

Старая сцена имела и еще одну досадную особенность. Ее доски скрипели так громко, что едва ли не заглушали визг трех сказочных поросят. Актеры наловчились ходить по половицам, используя выверенные собственным горьким опытом извилистые маршруты. Но, согласитесь, постоянная ходьба по кривым дорожкам вовсе не способствует севообороту разумного, доброго, вечного в детских душах. Тем более что, когда случалось оступаться, маленький зритель буквально вздрагивал от посторонних звуков и как-то забывал сопереживать сказочным героям. Да и взрослого театрала скрип отвлекал от приема здоровой духовной пищи…

- А теперь благодать! - вторит товарищу бывший судоремонтник Бабин. - Разлюли-малина!..

Любовь к пляшущим человечкам

- А что это у вас за шапочка такая? - спрашиваю Пьянкова. - Никак специальная? Форменный головной убор кукольника?

На необычной холщовой шапочке нарисованы олень, бизон и пляшущие человечки.

- Из-за этих-то пляшущих человечков моя внучка Настенька и упросила маму купить в Анапе шапку! - смущается дед.

…В 1976 году начинающий актер Пьянков и его молодая жена Люба после окончания Горьковского театрального училища приехали в незнакомый Мурманск. Здесь родились у них две дочери - Маша (она теперь врач) и Даша (пока студентка МГТУ). Внучка Настя - это дочка Маши. Ей девять лет. Большая театралка.

Тридцать два года ходил зигзагами актер Пьянков по старой сцене. А в тридцать третьем театральном сезоне у старожила заполярной кукольной драмы и комедии сразу две радости - и новая сцена под ногами, и новая шапка на голове.

Фото: Вишневский Павел
На такой сцене удобно и людям, и куклам.
Фото: Вишневский Павел
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.09.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,239673,724778,148871,3709
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня