04.10.2008 / Культура

Почем достояние республики?

Фото: Ещенко С. П.
Главный хранитель "Третьяковки" Татьяна Городкова.

Выставка из собрания Государственной Третьяковской галереи, на два месяца обосновавшаяся в зале областного художественного музея, для зрителей стала подарком, для специалистов - школой, для музейщиков - долгожданной встречей с коллегами из столицы, поводом для разговора о наболевшем и волнующем. Не секрет, что учреждения культуры занимают далеко не первые и даже не вторые строки в местных бюджетах. Зарплаты их сотрудников давно стали символом черты бедности, в музеях коммунальщики порой выключают «рубильник» за неуплату - такое было уже в нескольких областях, а галереи ютятся в чужих углах.

Как живет «старшая сестра» - знаменитая Третьяковка? Для музейного сообщества это своего рода барометр, сигнализирующий о том, чего ждать всем остальным: перемен к лучшему или новых бедствий. О нынешнем дне сокровищницы русского искусства мы беседовали с главным хранителем фонда XX века Татьяной Городковой.

У национального собрания возможности, конечно, несравнимо шире. Тут и доход от многочисленных туристов, и спонсоры пощедрей провинциальных. Однако и масштаб проблем совсем иной. Решить их подчас может только «высочайшая воля». А она пока не очень-то спешит на помощь. Главное, что сейчас на повестке дня в Третьяковке, - перспектива остаться без крыши над головой. Здание галереи на Крымском валу, не менее знаменитое, чем корпус, расположенный в Лаврушинском переулке, возможно, пойдет под снос.

- Самое показательное, что о выселении мы узнали из газет! - говорит Татьяна Городкова. - На архитектурной ярмарке в Монако Фостер представил проект комплекса «Апельсин», сообщив, что он в скором времени расположится… на нашей территории. Об этом написали журналисты, и так информация дошла до нас.

Компания, которой приглянулось место на Крымском валу и которой московское правительство его пообещало, запланировала сложный комплекс элитного жилья и гостиниц, где выделят помещения для Третьяковки и Международной конфедерации союзов художников. (Конфедерация в лице Центрального дома художников занимает сейчас треть здания, соседствуя с галереей.) Каково будет хрестоматийным шедеврам под одной крышей с квартирами и общепитом, пусть и элитными, никто не задумался. В общем, перед одним из десяти лучших музеев мира остро встал знаменитый квартирный вопрос.

- Мы были шокированы столь откровенным заявлением бизнеса, что можно решить судьбу национального музея даже без публичного обсуждения! - восклицает Городкова. Ее возмущение понятно: Татьяна Семеновна сейчас фактически хозяйка дома на Крымском валу. Именно на ней лежит ответственность за хранение коллекции. Немудрено, что Городкова одной из первых подписала открытое письмо президенту России с требованием остановить передел недвижимости. Дело выплеснулось на публику - и приостановилось.

- Мы не держимся за привычное здание из одного упрямства, - объясняет Городкова. - Рано или поздно с ЦДХ придется разъезжаться, ведь места для хранения фондов уже не хватает. У нас половина всей коллекции Третьяковской галереи, почти80 тысяч экспонатов, и каждые 20 лет разрастаемся почти вдвое. Но у нас есть свои требования. Первое - галерея никогда не будет соседствовать ни с жильем, ни с рестораном, ни с чем другим. Ведь у нас в руках национальное достояние! Второе - коллекция должна остаться на привычном месте. Крымский вал - это бренд, к тому же наш принцип - доступность, значит, должны работать в центре города, рядом с метро. Третье - пока не построен новый дом, никуда не уедем! Пока в 80-е здание в Лаврушинском ремонтировалось в течение восьми лет, выросло целое поколение, не знакомое с галереей. Повториться такое не должно.

Сейчас здание на Крымском, «новая Третьяковка», - это единственная в России постоянная экспозиция современного искусства такого масштаба. 42 зала открыты для публики. Двадцатый век и уже двадцать первый - здесь выставлено лучшее из созданного мастерами нашего времени. Парадоксально, но «новая Третьяковка» - это, можно сказать, «самая Третьяковка». Главным ее принципом всегда было ощущение пульса нового дня. Павел Третьяков-то собирал все суперсовременное! Так что на Крымском валу его заветы выполняют по сей день. Правда, возможностей у музея теперь не так много, как было у знаменитого основателя.

- К сожалению, то, что хотелось бы приобрести, нам подчас не по карману, - горестно признается моя собеседница. - Конечно, самое тяжелое в материальном плане время вроде прошло, мы стали зарабатывать, но сложности все еще огромны. В советские годы мы комплектовались за счет бюджета и госзакупок - это оставляло за бортом огромную плеяду художников андеграунда, не входивших в официальную обойму. Теперь столкнулись с явлением арт-рынка. Доступно многое, но цены таковы, что… - Татьяна Семеновна разводит руками. - Вот, например, звезда мировой величины, известный нонконформист Эрик Булатов. Все его картины проданы в частные собрания, а у нас - ничего, кроме одной, ранней. Мы заказали ему работу - а оплатить не смогли! Уже несколько лет она висит в постоянной экспозиции на Крымском валу с пометой «собственность автора». Собираем деньги.

Выручают Третьяковскую галерею постоянные спонсоры - крупные российские компании и бизнесмены. Однако любой меценат дает средства на то, что ему нравится. И его мнение далеко не всегда совпадает с пожеланиями искусствоведов. Впрочем, музейщики изобрели удобную форму работы с жертвователями. Теперь на каждую интересующую картину готовят портфолио: репродукцию, описание, обоснование приобретения. Такие пакеты предлагают спонсорам, а те выбирают понравившееся и оплачивают. Впрочем, если классика споров не вызывает, то с современностью сложней. И далеко не все, что хотелось бы, попадает в коллекцию Третьяковки.

Главный музей России вместе со страной пережил перипетии исторического сдвига. Ударно расширялся в тридцатые, уверенно шел вперед после войны, испытал шок в девяностые - однажды «на большой дороге» фургон с передвижной выставкой обстреляли бандиты, теперь же с тревогой смотрит в будущее. Хорошим симптомом стало встречное движение столицы и регионов. Третьяковская галерея после перерыва вернулась в провинцию, возобновив временные экспозиции в разных городах, а местные собрания стали гостить в ее залах в рамках проекта «Золотая карта России». Такими нитями культурного общения музейщики стремятся пронизать всю страну, словно сшить разрозненные углы крепкой стежкой. И собрание XX века в этом играет особую роль. Ведь пока люди терзали друг друга, проходили через огонь революций и войн, слагали головы за идеи и разочаровывались в них, пока страна металась, здесь тихо и скрупулезно собирали лучшие творения. Лучшие - то есть точнее всего отразившие это мятежное время. А значит, способные исцелить человека, сраженного ударами железного века.

- XX столетие завершено. И посмотрите, какими невероятными художественными достижениями оно ознаменовано, - говорит Татьяна Городкова. - Именно тогда творило так много российских авторов, ставших величинами не только в национальном, но и в мировом искусстве. Наше дело не только хранить это наследие, но и знакомить с ним тех, кто живет в самых разных уголках страны. Наша главная миссия, вопреки всем неурядицам. На то мы и национальное собрание.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 04.10.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,178377,349179,826973,6911
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня