06.03.2009 / Культура

Рок-н-ролл идет в атаку

Фото: Русских Андрей
Максим Биричевский. «Курки».

Два дня стены одного из мурманских клубов сотрясали барабанный грохот и рев электрогитар. Молодежь «оттягивалась» на все лады, выплескивая эмоции у сцены небольшого зала: кто подпевал выступавшим любимчикам, кто лихо отплясывал, иные просто наслаждались музыкой. На Международном фестивале «Rock Attacks the Barents» выступили более тридцати коллективов из Мурманска, Кировска, Заполярного, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, а также Норвегии и Финляндии.

- Наш город созрел для такого масштабного события, - сказал перед началом музыкального праздника один из его организаторов Павел Буч. - Число молодых людей, решивших взять в руки гитару или барабанные палочки, год от года растет. Они собираются в гаражах или в переоборудованных под репетиционные точки подвалах, сочиняют стихи, придумывают к ним музыку. Творчество стало частью их жизни. К сожалению, фестивали, где бы рокеры могли продемонстрировать свое искусство, проводятся нечасто. Одна из причин - отсутствие достойных концертных площадок для таких крупных мероприятий. Мурманск, пожалуй, единственный областной центр на Северо-Западе страны, не имеющий Дворца молодежи. В советские времена роль такого дворца выполнял ДК «Межсоюзный». Но еще в начале 90-х его здание было передано институту повышения квалификации работников образования. Поэтому нам ничего не оставалось, как арендовать клуб. Надеюсь, «Rock Attacks the Barents» станет традиционным и будет мощным толчком в развитии молодежной субкультуры стран-соседок.

Открыла фестиваль очаровательная «бабушка» рок-н-ролла в лаптях, камуфляжном костюме, с боевой раскраской на лице и бутафорским автоматом наперевес. Из-под косынки-банданы выбивались седые косматые локоны. Забавная бабуся хриплым голосом объявила о начале массированного рок-наступления и призвала всех участников широким фронтом пойти в атаку против замшелой «попсы», насилия и наркотиков. Она же была ведущей концертной программы и, представляя участников, нередко отпускала в их адрес колкие остроты и веселые шутки. Позже выяснилось, что с ролью рок-ветеранши великолепно справился выпускник Мурманского музучилища по классу ударных, а ныне сотрудник этого учебного заведения Роман Выходин.

Хедлайнерами, то есть главными участниками фестиваля, стали известные питерские команды «Кукрыниксы» и «Торба-на-круче». Лидер первой Алексей Горшенев позволил своим поклонникам пройти к нему за кулисы. Молодые люди выстроились в очередь, чтобы взять автограф и сфотографироваться на память со своим кумиром. Главный «Кукрыникс» не отказал никому и даже пообщался с прессой. Оставшись с глазу на глаз с Горшеневым, я чуть было не назвал Алексея Михаилом, но в последний момент вспомнил, что Михаилом зовут его старшего брата, возглавляющего не менее известную команду «Король и шут».

- Часто ли вам приходится забираться в такие отдаленные регионы, как наш?

- Да вот недавно из Америки вернулись, - произнес «звезда» русского рока, а после улыбнулся и добавил: - Что касается российских провинций, то для нас нет разницы между Салехардом и Питером, Владивостоком и Москвой. Мы выступаем там, где нас ждут. Приехать в ваш город мне сам Бог вел. Мой отец - пограничник. В детстве мне довелось пожить в одном из заполярных гарнизонов, а потом немного и в Мурманске.

Я поинтересовался у гостя его мнением о местных рок-музыкантах и фестивале.

- Признаться, из ваших коллективов толком ничего не послушал, поэтому что-либо сказать про них не могу. Что касается фестиваля, то, на мой взгляд, очевиден некоторый перекос в сторону тяжелой музыки. Думаю, устроителям стоило бы разнообразить его программу, к примеру, исполнителями русского рока, классического блюза и рок-н-ролла, группами, экспериментирующими с какими-нибудь этническими инструментами и мелодиями. Если фестиваль станет традиционным, то стоит и впредь приглашать финские и норвежские команды. Скажу прямо, у них есть чему поучиться, чего-чего, а мастерства у них не отнять.

- «Кукрыниксы»! «Кукрыниксы»! - начали скандировать уставшие ждать своих любимцев зрители.

Горшенев, накинув на плечи черный плащ, поднялся со своими музыкантами на сцену. Раздались первые аккорды.

«Это не беда, что там не ждут меня, что не сохранил с тобой себя, что я так уйду и, может, не пойму, что в мечте остался, как в плену…» - подхватил зал, услышав мотив знакомой песни. Вслед за ней гости порадовали поклонников «Солдатской печалью», «Дрогой», «Кайфом» и другими хитами.

На следующий день зрители сходили с ума уже от закрывавшей фестиваль «Торбы-на-круче», исполнившей свои коронные произведения, такие как «Собака», «В порту», «На грани»… Когда музыканты собирались покинуть сцену, их уговорили исполнить напоследок кавер-версию бессмертного творения лидера «Гражданской обороны» Егора Летова «Пуля-дура». Но звукорежиссеры уже успели отключить микрофоны и другую аппаратуру. Тогда главарь «Торбы» Макс Иванов взял в руки акустическую гитару и, аккомпанируя себе сам, спел без «электричества».

В какой-то мере стоит согласиться с лидером «Кукрыниксов» по поводу «тяжести» большинства выступивших команд, и впрямь тяготевших к довольно жесткому звуку. Однако на фестивале все же присутствовали коллективы, исповедующие столь любимый Горшеневым со товарищи русский рок. К примеру, мурманская группа «Феникс» продемонстрировала свою приверженность к высокой поэзии, положенной на довольно хорошую мелодическую основу, вполне в духе традиций, заложенных Виктором Цоем, Юрием Шевчуком, Константином Кинчевым, Борисом Гребенщиковым и другими корифеями жанра. «R.Out», «Сарос» и «Курки» порадовали добротным ритм-энд-блюзом, причем пели как на русском языке, так и на исконно рокерском английском. Творение последних «Everything I whant is a rock-n-roll!» («Все, чего я хочу, - это рок-н-ролл!»), на мой взгляд, немного запоздало с выходом в свет. Если бы оно было написано в середине 60-х и хотя бы пару раз крутанулось на Би-би-си, то, вполне возможно, вошло бы список мировых суперхитов.

- В детстве мои родители слушали советскую эстраду, - сказал после выступления предводитель «Курков» Максим Биричевский. - И, скажу честно, я даже не подозревал, что на свете есть другая музыка. Но однажды дядя-моряк привез из-за границы пластинки с записями «Битлз», «Роллинг стоунз» и Эрика Клэптона. Услышав их, я был потрясен до глубины души. Взял в руки гитару и поначалу пытался им подражать. Со временем стал сочинять сам.

Из десанта Страны фьордов, пожалуй, стоит отметить трио «Creep Colony» в составе гитариста Робина Бэнг Холма, барабанщика Томаса Андерсена и бас-гитариста и вокалиста Иона Элиссона. Эти ребята уже приезжали в Мурманск. В прошлом году они участвовали в конкурсе «Рок-мотор», который проходил в рамках областного молодежного фестиваля «Трасса». Тогда музыканты из Северного королевства играли бескомпромиссный «металл». В этот раз они удивили хорошим классическим «хардом».

Пообщаться с норвежцами мне помогла Рита Яшина - студентка гуманитарного института и клавишница группы с загадочным названием «Мистеферия», играющей «металл», приправленный «готикой».

- Они говорят, что смена их стиля прошла естественным путем, - пояснила она. - Им не хотелось зацикливаться на «металлическом» направлении, и в один прекрасный момент они решили вернуться к истокам тяжелой музыки - хард-року.

Здорово «зажег» и озорной девичий «Цианид» из норвежской Альты. Этот квартет тоже второй раз в Мурманске. Похоже, в нашем городе у него начинает складываться своя аудитория. Некоторые зрители уже наизусть выучили их песни и вовсю подпевали своим любимчикам. После своего искрометного выступления девушки вынесли в зал целую коробку с компакт-дисками и футболками и раздали их своим поклонникам.

Фото: Русских Андрей
«Бабушка» рок-н-ролла.
Фото: Русских Андрей
«Бабушка» рок-н-ролла.
Фото: Русских Андрей
Алексей Горшенев. «Кукрыниксы».
Фото: Русских Андрей
«Кукрыниксы».
Игорь АРИСТОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.03.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,255075,391677,410673,1396
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня