19.08.2009 / Культура

Мурманское кино

Кадр из фильма «Северное сияние».

(Продолжение.)

20. ВОДКОЙ ПОИЛИ И ЛОПАРЕЙ, И ИХ ОЛЕНЕЙ

Так уж сложилось, но Кольский полуостров - то ли в силу уникальности своей природы, то ли по причине творческих замыслов создателей лент или просто из соображений экономии государственных средств - в фильмах, что снимали у нас, не раз выступал в роли территорий, находящихся на другом конце страны.

Небольшая заметка в «Полярной правде» от 23 апреля 1925 года называлась «Киноартисты в Мурманске». Читателей информировали, что «16 апреля в Мурманске производит киносъемки труппа артистов Севзапкино для большого вновь готовящегося фильма «Северное сияние». Во главе киноэкспедиции известный режиссер Н. М. Форрегер и технический руководитель Домбровский. Съемки на Мурмане продолжатся до 1-го мая с. г.».

Картина рассказывала о жизни политических ссыльных и русских золотоискателей на Камчатке накануне революции и во время Гражданской войны. Таким образом, наш край впервые стал «натурой», изображавшей пусть тоже северную, но весьма отдаленную от него землю, а местные лопари сыграли в «Северном сиянии» коренных жителей Камчатского полуострова.

Это был едва ли не первый визит представителей художественного кинематографа в Мурманскую губернию. Видимо, сознавая историческую значимость момента, кинодеятели держали себя соответствующим образом. Форрегер, бывший в ту пору знаменитостью (как-никак руководитель «живой» газеты «Синяя блуза»), не только работал над своей лентой, не только прочел в клубе имени Володарского лекцию о театре, но и подавал пример поведения, которое так пугало незабвенного Адама Казимировича Козлевича, шофера «Антилопы-Гну». Помните: «Все равно садись! - закричал Козлевич отчаянно. - Подвезу даром. Пить не будете? Голые танцевать не будете при луне? Эх! Прокачу!».

Между прочим, развязку последовавших за съемками кинокартины событий тоже можно отыскать на страницах «Золотого телен-ка». Вот еще цитата: «Начались судебные процессы. И в каждом из них главным свидетелем обвинения выступал Адам Казимирович. Его правдивые рассказы сбивали подсудимых с ног, и они, задыхаясь в слезах и соплях, признавались во всем. Он погубил множество учреждений. Последней его жертвой пало филиальное отделение областной киноорганизации, снимавшее в Арбатове исторический фильм «Стенька Разин и княжна». Весь филиал упрятали на шесть лет, а фильм, представлявший узкосудебный интерес, был передан в музей вещественных доказательств».

Не знаю, что послужило прообразом описанного Ильфом и Петровым случая, но факт есть факт - для Николая Форрегера со товарищи дело кончилось тюрьмой. 28 февраля 1928 года газета «Кино» опубликовала отчет об итогах процесса над группой кинематографистов - расхитителей социалистической собственности:

«В ленинградском окружном суде слушалось дело ряда работников ленинградской кинофабрики. На скамье подсудимых: десяток кино-людей, начиная с режиссера Форрегера и кончая кассирами б. «Севзапкино». Дело идет о растратах, подлогах, фиктивных счетах, ведомостях и пр., произведенных при съемке фильмов: «Северное сияние», «Минарет смерти» и «9 января». Процесс вскрывает необычайную халатность, которой была пропитана вся работа лиц, представших перед судом. Возьмем хотя бы режиссера Форрегера. Его экспедиция в Мурманск для засъемки некоторых эпизодов к картине «Северное сияние» - сплошное недоразумение, сплошная смехотворная история. На далеком севере происходили попойки, растрачивались казенные деньги. Водкой поили не только лопарей, участвовавших в съемке, но даже оленей… Главный обвиняемый, режиссер Форрегер, признан виновным в подлогах и растратах и приговорен к трем годам лишения свободы. Администратор Рапопорт приговорен к двум годам лишения свободы, пом. режиссера Домбровский - к 6 мес. лишения свободы».

Не жаловала появившуюся в 1926 году картину и критика, причислившая ее к разряду «художественно-этнографических» лент и обвинившая во множестве самых дурных штампов. В общем, этот киноблин вышел комом.

Чего никак нельзя сказать о фильмах Сергея Герасимова «Комсомольск» и братьев Васильевых «Волочаевские дни», отдельные сцены которых снимали в Хибинах весной 1937 года. Обе ленты получили хорошую прессу и заслужили симпатии зрителей. Мало кто из неспециалистов догадывался, что многие кадры были сделаны вовсе не на Дальнем Востоке. Между прочим, для надлежащего воплощения на экране «волочаевской» натуры постарались не только кинопрофессионалы.

Однажды утром жители Кировска были удивлены невиданным доселе зрелищем: по улицам маршировали люди в шинелях и полушубках, в мохнатых шапках, с винтовками и подсумками. Назойливым роем вертелись около ребятишки.

- Смотри-ка, Николай, не узнают, - сказал один из марширующих соседу. И действительно, трудно было узнать знакомые лица в столь необычных нарядах. Но недоумение скоро рассеялось. Шагающие оказались своими, кировскими, участвующими в массовке картины, которая, кстати, в черновом варианте так и называлась - «Дальний Восток».

В тот же самый день другие кировчане как могли пытались изобразить ударное строительство Комсомольска, но только не на Амуре, а на озере Большой Вудъявр. Вместе с занятыми в фильме актерами они прорубали наливной канал для положенного по сценарию зимнего лесосплава. В итоге все получилось как надо, и хибинский материал полностью вошел в окончательный вариант кинокартины. В небольшой заметке, помещенной 12 апреля 1937 года на первой полосе «Комсомольской правды», мурманский журналист Константин Тюляпин обоснованно резюмировал: «Заснеженные горы Кировска прекрасно заменяют дальневосточные сопки… Сергею Васильеву нужны сопки, Сергею Герасимову нужна большая заснеженная равнина. Все это есть в Кировске».

Пропустим на шкале времени ровно 30 лет и вспомним, что Мурманская область посильно поучаствовала в создании первого произведения кинематографической «Штирлицианы». Тогда, правда, еще никто не думал, что появятся и другие. Просто в 1965 году увидел свет роман молодого писателя Юлиана Семенова «Пароль не нужен». Именно в нем был явлен миру придуманный автором советский разведчик Всеволод Владимирович Владимиров, известный также под псевдонимом Максим Максимович Исаев. Книга имела успех у читателей, и вскоре под тем же названием ее экранизировал хороший приятель Семенова режиссер Борис Григорьев. В основном снимали во Владивостоке, куда по сюжету романа в 1921 году направили разведчика Владимирова с задачей во что бы то ни стало выяснить планы белых. Связным был его знакомый чекист Марейкис. Пароль для связи им был не нужен. Отсюда и название книги, а позже - фильма.

На Кольский полуостров киногруппа приехала в мае 1967-го в поисках снега, необходимого для одного из заключительных эпизодов ленты, который рассказывает о событиях, произошедших в окопах под Волочаевкой.

Снимали в Кировске, поэтому старожилы города, участвовавшие когда-то в массовке «Волочаевских дней», вероятно, испытали нечто вроде дежавю. Картина студии имени Горького с Родионом Нахапетовым в роли Владимирова-Исаева и Василием Лановым в роли Марейкиса вышла в том же году. «Пароль…» собрал в прокате 21 миллион 700 тысяч зрителей и получил приз на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде. Но вот «мурманская» сцена из окончательного варианта ленты, увы, выпала, о чем режиссер впоследствии сильно сокрушался.

Очередное наглядное воплощение в нашем крае «единства и борьбы противоположностей» произошло в 1980 году, когда в Мончегорск приехали создатели семисерийного художественного телефильма «Мужество». Делали его на киевской студии имени Довженко по одноименному роману Веры Кетлинской, посвященному подвигу первостроителей Комсомольска-на-Амуре.

- Существенную помощь в организации работы съемочной группы нам оказывают предприятия и учреждения города, - делился впечатлениями от пребывания в одном из важнейших промышленных центров Кольского полуострова режиссер-постановщик картины Борис Савченко. - Здесь живет народ доброжелательный и любящий кино и, несмотря на то, что все заняты на производстве, с большой охотой помогает кинематографистам. Всяческую поддержку оказывают горком партии и горисполком, в организационных моментах очень помогает комбинат «Североникель»: предоставил в распоряжение гараж, выделил пневмомашины, отбойные молотки и другие инструменты для рытья канала на озере. Идут навстречу нашим просьбам руководители леспромхоза, автоколонны. Учащиеся ГПТУ № 1, 5, Мончегорского техникума физической культуры будут участвовать в съемках массовых сцен.

Работа на северной натуре началась в конце апреля. Центральную и сложнейшую сцену ледового лесосплава, в которой заняты практически все герои картины, снимали на озере Имандра. Помимо творческих проблем здесь перед киногруппой стояли и технические: нужно было прорубить во льду специальный канал, заранее заготовить бревна. Дубль следовал за дублем, день за днем, пока однажды Савченко не остался доволен отснятым.

Другой эпизод, связанный с убийством парторга стройки Морозова (его играл народный артист СССР Федор Шмаков), снимали в районе поселка Риж-Губа в условиях, мало похожих на зимние. «Снег еще лежал в лесных ложбинах, но уже был по-весеннему талый, - описывал происходившее корреспондент газеты «Мончегорский рабочий» в номере от 24 мая 1980 года. - Валенки, в которые обут артист, тут же пропитываются водой. Режиссер В. Г. Горпенко и оператор-постановщик В. В. Рожко со своими ассистентами устраиваются на миниатюрном плоте, на выгодном для съемок месте, увы, вода. Кинокамера следит за пожилым человеком, который неторопливо, опираясь на сучковатую палку, идет по лесу… Пятый дубль, восьмой… Пока снимаются этот и последующие эпизоды, пока с огромного валуна на Шмакова-Морозова бросается, словно тигр на добычу, бывший кулак Парамонов (артист Ворошиловградского театра Михаил Голубович), гример Ира Фельдшерова пробует, хорошо ли по снегу расплывается красная краска, очень похожая на кровь».

В картине, по словам Бориса Савченко, было «29 главных действующих лиц». Жители Мончегорска могли увидеть, а то и по-

знакомиться с Владимиром Антоником, Натальей Андрейченко, Еленой Драпеко, Александром Галибиным, Ириной Алферовой, Богданом Ступкой и другими замечательными актерами. А Александр Кавалеров, известный прежде всего как исполнитель роли хулигана Мамочки в «Республике ШКИД», успел даже выступить перед учащимися школы № 3. В конце мая съемочная группа уехала. Фильм появился на голубых экранах в 1982 году - к полувековому юбилею Комсомольска-на-Амуре. В последние годы его не показывают, а жаль. Думается, на фоне многих нынешних скороспелых телеподелок «Мужество» смотрелось бы очень выигрышно.

Пожалуй, последней по времени попыткой «перенести» на Кольский полуостров весьма удаленные от него места стали проходившие в нашем крае в 2006 году съемки сериала «Завещание Ленина», поставленного по мотивам произведений Варлама Шаламова. Поскольку сам сериал вышел недавно и события, с ним связанные, активно обсуждались в средствах массовой информации, буду краток. Воспроизвести на экране трагическую судьбу автора «Колымских рассказов» режиссеру Николаю Досталю помогали суровая природа Хибин и лагерные декорации, выстроенные на горе Ловчорр под Кировском. А еще - массовка из нескольких сотен северян.

Свое решение снимать в Мурманской области сам Досталь объяснил так:

- Конечно, мы были на Колыме, там, где сидел, а потом жил и работал в больничке Шаламов. Но чисто по техническим причинам мы не могли перебросить туда технику и 50 человек съемочной группы. К тому же у нас множество съемок, для которых привлекаем артистов всего на два-три дня. Лететь же до Магадана девять часов. А у вас тут еще зима и пейзаж похож на Колыму.

Работа над «Завещанием…» продолжалась в Хибинах около четырех месяцев. Трудились участники съемок, что называется, не за страх, а за совесть. В том числе и журналист Михаил Рыжов, рассказавший 4 мая 2006 года на страницах «Мурманского вестника» об испытанных на себе сложностях кинопроцесса. Процитирую здесь лишь одну фразу из его статьи «Фабрика грез особого режима»:

«- Ох уж этот «голливуд», - ворчали потом зэки, вылезая из сугробов. - Из-за нескольких секунд второй час в снегу кувыркаемся. Да-а, нелегка жизнь киноартистов…»

Сериал с молодым актером Владимиром Капустиным, сыгравшим Шаламова, показали по каналу «Россия» в 2007 году точно к столетию писателя. Тогда же этот двенадцатисерийный фильм стал лауреатом премии «Золотой орел».

(Продолжение следует.)

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 19.08.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,008175,321878,225373,3423
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня