09.09.2009 / Культура

Настоящая сказка - когда без притворства

Фото: Федосеев Л. Г.
Александр Гусев.

- Один мой юный родственник, будучи уже трех лет от роду, все никак на хотел говорить, - рассказывает артист областного театра кукол Александр Гусев. - Его привели в театр раз, другой. Сводили за кулисы, я показал ему кукол. И после каких-нибудь двух-трех спектаклей мальчишка заговорил. А через полгода на вопрос нашего режиссера: «Мальчик, ты куда?» - уверенно восклицал: «Я к Гусеву!» Вот такие чудеса может творить театр.

Александр Гусев из тех актеров, для которых любимое ремесло - больше, чем дело всей жизни. И сцена роднее, чем дом, и спектакль подчас реальнее того, что происходит на улице. Про таких говорят - живет в театре. И вся его актерская биография связана с мурманским театром кукол: здесь он начинал после училища, здесь сегодня празднует шестидесятилетний юбилей.

А вот привел будущего артиста на сцену чистый случай. В детстве, что прошло в Чапаевске Куйбышевской области, он о театре даже не мечтал, да и отец не одобрял таких увлечений, говорил: «Лучше б кирку с лопатой в руки взял!»

- Помню, я в 8-м классе влюбился и для той девочки скупал в киосках портреты артистов, - вспоминает Гусев. - Потом скопившуюся пачку открыток сунул ей в парту. И мысли у меня тогда не было, что сам попаду в актерскую среду. Ну а уже после окончания школы как-то на танцах познакомился с другой симпатичной девушкой, пошел ее провожать. Зашли в местный ДК, где она исчезла за дверью с надписью «Народный драматический театр». Я - за ней. Мне говорят, мол, девушка здесь занимается. «Значит, и я буду!» - «А вы что-нибудь умеете?» - «Научусь!» Через месяц уже играл в «Оводе» роль второго плана, а еще через некоторое время заменил одного из центральных персонажей. Ну а летом педагог рекомендовал поступать в театральное училище. Поехал в Горький, а там был набор только на отделение кукольного театра. Помню, очередь абитуриентов растянулась метров на триста от училища. Вышел к нам Виталий Лепский, тот самый, что разглядел когда-то актера в Евгении Евстигнееве. Сказал: «Вы, ребята, все хотите быть знаменитыми, чтобы на улицах узнавали. Кукольный театр вам этого, конечно, не даст. Но выучившись, сможете пойти работать на любую сцену, была бы профессия, а там - воля ваша!» Что интересно, так и получилось: из всего выпуска непосредственно по специальности - в кукольный театр - пошли только двое. Я сразу распределился в Мурманск. И не ошибся.

Кукольник и правда не тот человек, которого узнают на улицах. Он ведь всегда на втором плане, на первый же пропускает своего персонажа. Александра Гусева это не печалит, напротив, когда после участия в нескольких снимавшихся в Заполярье кинофильмах его стали-таки узнавать в троллейбусе, даже расстроился. Мол, уставится кто-нибудь любопытный и смотрит - неуютно делается.

Что же касается общения со зрителем, для него кукла, конечно, не преграда, а, напротив, главный инструмент. Правда, овладеть им в совершенстве непросто:

- Энергия идет от сердца, через руку передается кукле, а через нее - зрителям. Нужно изучить характер персонажа, чувствовать его глаза. Общение с публикой не должно прерываться даже если герой не смотрит в зал, если обращен к партнеру. Вот глянула кукла на вас, отвернулась, а взгляд будто остался - биотоки идут. Если умеешь их пропустить через персонажа, зритель чувствует. А вообще наши педагоги говорили: актер театра кукол - актер вдвойне. Ведь живыми глазами, на драматической сцене, легче передать чувство.

Артисты-кукольники и работу над постановкой ведут иначе, чем актеры драматического театра. Нет, так называемый застольный период - чтение пьесы, общение с режиссером, обсуждение рисунка роли - тоже предшествует работе на сцене. Но есть еще кое-что. Знакомство с куклой! Александр Петрович убежден: хороший актер должен наблюдать от и до сам процесс ее изготовления, начиная с эскизов. Тогда рождение персонажа происходит прямо на глазах. Ну а кроме того, нужна чисто техническая притирка, например, перчаточную куклу подгоняют точно по руке исполнителя, иначе она не сможет работать в полную силу.

Если эти условия соблюдены, никакого периода привыкания ко «второму Я» больше не требуется. Впрочем, для опытного артиста даже чужая кукла может стать родной. На моих глазах Гусев играет настоящий спектакль-миниатюру, надев на руку печального Козлика из новой постановки «Колобка». Это не его персонаж. Однако через пару минут симпатичный рогатенький субъект подчиняется артисту полностью - до того, что этого обаятельного меланхолика с глазками-бусинками даже хочется погладить по серой шкурке.

Собеседник смеется:

- Раз назвался актером, нужно уметь из любой куклы выжать все. Нелюбимых работ у меня не бывает. Не любишь - значит, просто не понимаешь своих задач, не разобрался в роли. Ну а если и кукла тебе достается гениальная, то и выжимать ничего из нее не придется, знай себе купайся в удовольствии, лови кайф!

Артист признается: легче всего кайф поймать на отрицательных персонажах.

- Они яркие, фактурные, их, что называется, легче взять. Особенно когда мужчине достается женский персонаж. Например, у меня в спектакле «Странный Вовка» была роль Лисы. Я играл такую прожженную, жуткую тетку! С огромным удовольствием! Вообще, за такие роли интересно браться потому, что они дают возможность передать подтекст. Тогда дети воспринимают чисто сказочный образ, а их родители прочитывают вполне узнаваемых персонажей из реальной жизни и тоже получают удовольствие. Например, мой Кощей Бессмертный уж так домогался Василису, что партнерша после спектакля призналась: «Ты ее так соблазнял, что Иванушке-дурачку там просто делать было нечего!» Ну а дети ничего скоромного не усмотрели, просто увидели хитрого и противного старикашку.

Играть на взрослую аудиторию кукольникам сейчас приходится пореже - в репертуаре больше спектаклей для ребятни. Дело это ответственное, ведь такую публику не обманешь. Чуть «оступишься» - и в зале уже шум, возня. Зато на глубокую актерскую веру в свое дело ребенок отвечает такой же верой. Недаром в спектакле «Странный дедушка Ау» главному герою - гусевской кукле - малявки из первого ряда наперебой бросаются помогать наводить порядок в лесу, аж на сцену лезут.

Артисты, много лет работающие на нашей сцене, замечают: с течением времени их маленькие зрители изменились. Стали умней, а подчас и просто нахальней. И все же они до сих пор верят в те самые сказки, в которые верили их родители. Впрочем, это, наверное, и есть волшебство искусства.

- Ради этого живет артист, - уверен Александр Гусев. - Порой думаешь: господи, да ведь это же сказка! А они верят на сто процентов. Но и ты с ними обязан быть до конца честным. Не соврать, не солгать, не притворяться - вот что такое театр. Просто умей верить в то, чем живешь.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.09.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня