12.09.2009 / Культура

Среди питерских «былинок» есть и наши

В Петербурге увидела свет новая книга Александра Ракова «Повторение пройденного. Былинки». Автор - главный редактор газеты «Православный Санкт-Петербург», писатель. Вещь эта попала мне в руки случайно, а начал читать - оторваться не смог. Когда же оказалось, что она связана с нашим краем, - и подавно.

По форме «Повторение пройденного» разбито на маленькие главки-размышления на самые разные темы - от вселенских, мировых, вечных до, на первый взгляд, ничтожных. Я бы назвал это разговором об общем через частное - с помощью простых, всем понятных крупиц, подробностей нашей жизни, житейских мелочей вроде сгинувшего бумажника, подарков на день рождения или, к примеру, через поименное воспоминание о тех поступках, к которым и не хотелось бы возвращаться, - вроде украденных еще в армии, в сержантской школе, шести рублях…

Среди отзывов на книгу с удивлением довелось прочесть, что «былинки - это рожденный, открытый» Раковым «новый жанр литературной миниатюры». Позволю себе не согласиться. При всем уважении к автору былинок на роль первооткрывателя в данном случае претендовать трудновато. Жанр-то, в общем, известный, знакомый. Сразу, знаете ли, вспоминается «Дневник писателя» Достоевского. Если же говорить о наших современниках, то «Камешки на ладони» Владимира Солоухина. Еще больше это похоже на «Опавшие листья» Василия Розанова.

Только Розанов в суждениях своих лаконичнее, парадоксальнее и намного откровеннее, беспощадней - и к себе, и к окружающему миру. (Чего стоят, например, хотя бы розановские обмолвки о том, что «печать - это пулемет, из которого стреляет идиотический унтер», или об утреннем процессе чтения газет: «пришли сто гадов и нагадили у меня в мозгу!») Раков помягче в определениях, не столь афористичен и скандален, но подчас не менее интересен и точен. Он, кстати, в «Повторении пройденного» Розанова вспоминает не раз - видит Бог, не случайно: близость их текстов и по форме, и по содержанию только ленивый не заметит.

А вообще, вам, обращаюсь в первую очередь к читателям помоложе, такая форма общения с читателем ничего не напоминает? Да, конечно, он выстроен, как в блоге - нечто вроде Живого Журнала, своего рода дневник, только выполненный в иной, книжной, традиции.

От названных книжных первопроходцев жанра Ракова выгодно отличает то, что он щедро использует в разговоре с читателем хорошие стихи - их среди былинок немало, более трехсот. Это своего рода помощники писателя - иллюстрации к той или иной теме, ситуации, тезису. Иногда он их комментирует, а порой оставляет нас поразмыслить над ними в одиночестве. Как, скажем, в том случае, когда приводит вот эти строки:

Чуть седой, как серебряный тополь,

Он стоит, принимая парад,

Сколько стоил ему Севастополь?

Сколько стоил ему Сталинград?

И в седые, холодные ночи,

Когда фронт заметала пурга,

Его ясные, яркие очи

До конца разглядели врага…

Строки эти из стихотворения «Он». Автор - Александр Николаевич Вертинский. Кому оно посвящено, объяснять, думаю, не нужно. Смею заметить, стих - искренний, по принуждению такое не напишешь. Лишнее подтверждение тому, что стереотипный образ вождя, к которому нас приучило современное ТВ, не столь однозначен, как кажется иным нынешним телевизионным «властителям дум».

С Кольским Севером книга Александра Ракова связана и поэтически - стихами наших мастеров слова - мурманчанина Владимира Семенова и нынешнего питерца, а когда-то офицера Северного флота Бориса Орлова. Орлов, к слову, сейчас в Питере областную организацию Союза писателей России возглавляет.

Круг тем в «Былинках», как в любой книге такого жанра, - широчайший: автор пишет о жизни и смерти, графоманах и писателях, евреях и антисемитизме, животных и птицах и нашем к ним отношении, взаимоотношениях с женой и близкими. Достаточно подробно - и о своем, и об общероссийском пьянстве. Раков много лет проработал в «спиртовом цеху» завода «Светлана». Как сам он с горечью пишет, «веселые были годы: пило начальство, пили рабочие, пили мужчины, пили женщины. Все пили».

Как и среди розановских «опавших листьев», немало среди «былинок» ярких, характерных зарисовочек о газетной работе, ее радостях и горестях. Еще одна сквозная тема - Бог, православие, вера и церковь: весь немалый спектр проблем, связанных с духовной жизнью нынешнего россиянина.

Отдельная главка посвящена ставшей в последнее время особенно популярной теме ударений в русском языке. Называется она весьма показательно: «Ударяйте правильно!». Среди слов, которые в связи с этим упоминает автор, есть и те, что недавние анекдотические чиновничьи решения не затронули: микровОлновый, пригУбить, трансфЕр, щавЕль, красИвее и другие - всего Раков приводит несколько десятков таких примеров. Смешно и странно говорить, но, как видим, есть еще где разгуляться немилосердному к родному языку Минобру!

Повторюсь, неожиданно оказалось, что чудесная эта книга, судьба семьи ее автора прочно связаны с нашим краем. Отец писателя - Григорий Раков не смог поступить в питерский вуз и уехал в Мурманск. Здесь жил один из родственников. Он-то и устроил Ракова в Кировске учителем в начальную школу № 1. Интересно описание бытовых условий строившегося города: «щитовой домик, комната с несколькими семьями, втиснутый в нее топчан, на топчане тюфяк», дальше - о нашей природе: «непривычный горный ландшафт закрывал горизонт и словно давил; частые бураны заметали бараки снегом». Отец автора «Былинок» поступил в местный горно-химический техникум, производил глазомерную съемку местности в Монче-тундре, вскоре заболел сыпным тифом. Двадцать дней провалялся в больнице, после выздоровления пришел работать в газету «Хибиногорский рабочий».

Тамошняя редакция, надо признать, в ту пору была интересным явлением! Редактор - ленинградец Анатолий Горелов, который чуть позже станет главным редактором питерского журнала-толстяка «Звезда», в 1934-37-м - первый секретарь Ленинградского отделения Союза писателей, участник I Всесоюзного съезда писателей (о работе в Хибиногорске он напишет потом в книге воспоминаний). Среди журналистов - знаменитый в будущем автор многих песенных «хитов» советской поры Лев Ошанин, поэт Александр Решетов. Как пишет Раков, Горелов постоянно устраивал в редакции вещи, которые в нынешних наших газетах даже представить себе трудно, - к примеру, обсуждение новых книг самых разных авторов - от не слишком поощрявшихся властью Бориса Пастернака и Велимира Хлебникова до отчетливо советских Эдуарда Багрицкого и Веры Инбер.

Григорий Раков уехал с Кольского Севера в 1934-м, поступил в ЛГУ - на романо-германское отделение филологического факультета. Учился, как отмечает его сын, хорошо, но едва не выгнали - за историю, произошедшую, опять же, у нас. Кому-то из сокурсников рассказал историю, которая касалась семьи вождя… После вуза - армия, успешная карьера: прошел Великую Отечественную, службу окончил полковником.

Сам Раков-старший так писал о своей работе в Хибиногорске: «Покидая Хибиногорск, я имел право повторить вдохновенные строчки, написанные Александром Решетовым: «Под луной твоей и мне с другими строить эту славу удалось…»

Дмитрий КОРЖОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.09.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня