23.01.2010 / Культура

Спорнофильм

Ей-ей, о таком мечтает любой творческий человек! Вот уже почти две недели вся страна только и говорит о стартовавшем на «Первом» 11 января сериале «Школа». Да что там «говорит»… Спорим с пеной у рта и почти до мордобоя. Два ток-шоу там же, на «Первом», статьи в газетах и журналах, половина блогосферы «ушла» в «Школу». Интервью о сериале и своем к нему отношении дает министр образования Фурсенко. Депутаты Госдумы всерьез собираются обсудить возможность снятия «Школы» с эфира.

Разговоры в основном крутятся вокруг: правда или неправда? А еще копья ломаются в поисках ответа на вопрос: «Кто такая Валерия Гай Германика - талантливый режиссер или?..» Мне кажется, в обоих случаях правильный ответ: «Нет». И вот почему…

Валерия Гай Германика все время врет. Так, она утверждает, что свое дивное имя получила от бабушки, увлеченной романом «Спартак». Мол, назвали ее в честь жены диктатора Луция Корнелия Суллы.

Штука в том, что жену Суллы звали Валерия Мессала. И «Валерия» - не имя. В Древнем Риме у женщин вообще не было имен, только «фамилии». Валерия означало «женщина из рода Валериев», а Мессала - «вошедшая в род Мессал» - по родовому имени ее первого мужа. А откуда взялся Гай Германик? Тут все еще смешнее: был такой император - Гай Юлий Цезарь Август Германик. Более известный по своему прозвищу - Калигула. Так вот, мне кажется, имя урожденная москвичка Валерия Александровна Чаганава придумала себе сама. Потому что: «Тинто Брасс - он был мой первый кумир в режиссуре! Я хотела, как он снимать, потому что я была влюблена в его фильмы, в «Калигулу», например!» (из интервью Федору Бондарчуку, программа «Кино в деталях», 1.06.2008).

А вообще у Германики-Калигулы очень много общего с Жанной Агузаровой. Обе - певицы (Валерия в прошлом году записала песню с очаровательным названием «Я люблю, а все только …ся» и с не менее очаровательным текстом). Обе страшно обожают эпатаж. «Марсианские» наряды Жанны и ее индейский боевой раскрас давно стали притчей во языцех. Лера старается не отставать: немыслимые прически и окрас волос, штанга в носу (штука такая для пирсинга), соответствующие наряды. Кстати, Жанна по молодости тоже самозвалась заковыристо - Иванна Андерс. Даже паспорт на это имя сама себе нарисовала. За что загремела - сначала в Бутырку, потом в психушку. Да, время тогда было суровое, тоталитарное. Не то что сейчас - свобода…

Свободу Лера очень любит, можно сказать, «с пеленок». По ее словам, родители-журналисты страшно не хотели, чтобы из их дочурки сделали октябренка и пионерку, поэтому в школу не отдали, а учили на дому - тому, чему девочка учиться хотела: лепке и игре на скрипке. В 13 лет, правда, Лера все-таки захотела поучиться в обычной школе, но надолго ее не хватило. Интереснее было зажигать на дискотеках. К сожалению, заканчивались танцы печально: «Девки п…или, потому что у меня были синие волосы, пирсинг, нереальные ботинки на высокой платформе и чудные шубы».

Как же это милое дитя свободы пришло в кино? А очень просто: «Я везде училась, в платных институтах разных, потом я деньги пропила и пошла туда, где дешевле было - на режиссуру». Дешевле оказалось в независимой школе кино и телевидения «Интерньюс».

В пору студенчества барышня подрабатывала оператором на… порностудии: «Ну, мне надо было! У меня денег не было! Да, порно снимала. Вообще, жесткач!» Опыт, почерпнутый там, пригодился: один из 6 документальных фильмов нашей «Феллини со штангой в носу» - «День рождения инфанты» - рассказывает об увлекательной жизни садомазохистов.

А потом московская Калигула сняла игровой фильм «Все умрут, а я останусь». И поехала с ним в 2008 году на Каннский фестиваль. Где удостоилась особого упоминания жюри программы для режиссеров-дебютантов «Золотая камера». Кстати, в основной программе «Золотую пальмовую ветвь» тогда получила лента французского режиссера Лорана Канте «Класс». Дело там происходит в средней школе в неблагополучном районе. Ничего не напоминает?

Списывать, конечно, нехорошо. Но Лера этого не знает - в школе-то не училась. До сих пор гордится, что не знает таблицу умножения и пишет без запятых. Или, как обычно, врет?

Ну а после Каннского мини-триумфа барышню настигла слава. Тогда был записан «Закрытый показ», вышедший в эфир в прошлую пятницу. Германику похвалил мэтр Иван Дыховичный. Можно сказать, по-державински «в гроб сходя, благословил» - вскоре известный режиссер и сценарист умер.

А Германика тогда пообещала «про подростков» больше не снимать. Мол, это ей уже неинтересно. И слово, конечно, не сдержала.

И вот теперь работу ВГГ рецензирует министр Фурсенко: «В третьей серии одна из мам дает взятку за будущую золотую медаль своей дочери, причем не кому-нибудь, а классному руководителю. Но ведь сегодня в этом нет никакого смысла, поскольку медаль уже ничего не решает. О чем говорит этот эпизод? О том, что человек, который писал сценарий, не очень хорошо представляет себе нынешнюю ситуацию в школе».

Министру можно возразить: есть правда факта, а есть правда искусства. Что поделаешь, если «как художник не могу снимать по-другому… У меня очень большой диапазон и большой потенциал… Я хороший режиссер». Это наша сверхновая звезда говорит о себе.

В похвалах не отстают и старшие собратья по цеху. Звучат красивые и модные слова: «минимализм», «арт-хаус», «постмодернизм», «стилистика «Догмы». Кстати, сама ВГГ в речах настолько косноязычна, что удивляешься: как же она актерам установки на съемках дает, как доносит до киногруппы свою концепцию, сверхзадачу?

Кинокритики наперебой изучают работы режиссера «Школы», видят в них творческие заимствования из «Класса» эстонца Ильмара Раага, «Слона» американца Гаса Ван Сента. Судачат о полной загадок глубине киноноватора 25-летней Германики. Я творчески позаимствую у Тютчева:

Да, Лера - сфинкс. И тем она верней

Своим искусством губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Отгадка секрета пирсингованной режиссерши проста: Германика не любит людей. Всех. Кроме себя. Это, кстати, часто свойственно подросткам: «Все - г... один я - д,Артаньян!»

Помнится, реальный Гай Германик Калигула сделал своего коня Инцитата сенатором. А вот кто лепит из так и не повзрослевшего автора спорнофильмов Великого Режиссера?

И главное - зачем?

Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.01.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня