14.04.2010 / Культура

Жизнь пронеслась под стук колес

Фото: Федосеев Л. Г.
Николай Гернет (Архангельск). «Тундра».

Наши земляки стали лауреатами региональной фотовыставки в рамках Всероссийского фестиваля «Салют Победы», открывшейся в пятницу в областном краеведческом музее. Дипломы получили фотокорреспондент «Мурманского вестника» Лев Федосеев, мурманчане Александр Степаненко, Евгений Лебедев, Николай Головин, Владимир Чесноков и авторы из Апатитов Сергей Хитров, Николай Смоляк и Александр Мец.

Один из крупнейших показов Северо-Запада традиционно привлекает сотни авторов. Вот и в этот раз, по словам председателя жюри, руководителя Союза фотохудожников России, Андрея Баскакова, ему пришлось знакомиться более чем с двумя тысячами произведений. Однако добрую половину призовых мест присудили именно нашим землякам. И немудрено, ведь традиции фотоискусства в Заполярье очень крепкие, мурманский фотоклуб, недавно отметивший 50-летие, - ныне старейший в России.

- Хоть эта выставка и проходит в рамках фестиваля «Салют Победы», мы не стали сужать ее рамками одной лишь военной темы, - пояснил на открытии Баскаков. - Ее назвали «Территория победы» - это понятие охватывает всю широту нашей жизни.

Действительно, в экспозиции нет явного военного акцента. Портреты ветеранов, памятники, будни современных воинов - все это есть, но, пожалуй, в художественном отношении гораздо интереснее решены снимки на свободную тему. Символичной в этом плане стала серия петербуржца Сергея Краснова «Женские лица войны» в жанре военно-исторической реконструкции. На фото, стилизованных под пожелтевшие карточки с истрепанными краями, - современные девчата, одетые в форму сороковых годов. Красивые лица, но - «не те»... И попробуй объясни, отчего с первого взгляда чувствуешь разницу. Выражение лиц совсем иное, взор, чувство что ли... При обращении к той эпохе ценится подлинность, предельная честность. В ней все-таки ищешь не искусства, а документа.

Если же говорить об искусстве, здесь блистают мастера репортажного фото, остро подмечающие трогательные и курьезные моменты «живой жизни». Поэтому, бегло проходя по выставке, сразу отмечаешь работы Игоря Зарембо, Николая Гернета, Владимира Ларионова - фотохроникеров российских информагентств. Ларионовская серия «Плацкартный вагон» - удивительно простая и остроумная задумка. Едучи несколько суток с севера на юг, автор снимал все, что видел вокруг. А вокруг, в тех самых вагонах, «плакали и пели», ссорились и влюблялись, прилипали носами к окнам дети, а взрослые пили чай и что покрепче, читали, скучали, смеялись. Целая жизнь проносилась перед глазами под стук колес. Все это - на фото.

В том же духе решена «Свадьба в деревне» калининградца Андрея Швыряева. На снимках этой серии подсмотренное веселье среди алюминиевых кастрюль и тазиков с салатами, водки-селедки, цветной клеенки на столах, тюля на окошках. Песни под гармонь и под попсу, и разухабистые гости, и испуганная некрасивая, но трогательная невеста, и щупленький зять, лихо отплясывающий с крупногабаритной тещей.

Николай Гернет из Архангельска представил серию «Тундра», снятую в Ханты-Мансийском округе. Его объектив фиксирует выразительные сочетания реалий современной жизни и едва тронутого цивилизацией быта. Тут и олени, и сани, и тундра, и почти современный интерьер, в котором, развесив постиранные ползунки-распашонки сушиться, молодая мать баюкает кроху с лицом, какие, наверное, были у местных божеств. Почти мадонна.

Схоже подает тему коренных народов наш земляк Александр Степаненко, давний и верный летописец кольских саамов.

А вот совсем иной разрез современности. Тамара Ишенина из Архангельска показала пронзительную серию снимков, запечатлевших сестер милосердия. В той самой, будто сохраненной со времен Первой мировой, белоснежной форме с красными крестами на платках женщины нашего времени все так же обогревают сирот, утешают больных. Для них нет ни грязных, ни убогих, для них все - обездоленные, достойные жалости и теплого слова. В обычной больнице они несут свой крест и, наверно, каждый день совершают подвиг.

Победа над собой, над немощью, над несчастьем и неустройством - может, этот смысл и вкладывали организаторы выставки в ее название? Упрямая непобедимость самой жизни, прорастающей, как молодой побег, залог непрерывности бытия - каким его увидели авторы...

Фото:
Тамара Ишенина (Архангельск). «Сестры милосердия».
Фото: Федосеев Л. Г.
Андрей Баскаков.
Фото:
Андрей Швыряев (Калининград). «Свадьба в деревне».
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.04.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня