03.07.2010 / Культура

У поэтов речь всегда крылата

Увидел свет очередной, четырнадцатый, выпуск литературно-художественного альманаха «Мурманский берег».

Увидел свет очередной, четырнадцатый, выпуск литературно-художественного альманаха «Мурманский берег». Наш разговор сегодня о наиболее заметных публикациях сборника.

Олег Гаврюшов продолжает в прозе линию Виктора Конецкого. Юмористические зарисовки о морском житье-бытье мирно соседствуют в его повести «САК» с философскими размышлениями. Повесть начинается с описания неба, созвездия Большой Медведицы, потом мы вместе с автором спускаемся с небес в каюту рыбмастера, затем попадаем в его юность, в семидесятые годы. Формат произведения небольшой, но при всем том повествование плотно «набито» персонажами и событиями, на протяжении 40 страниц успеваем побывать и в Чуйской долине, и в порту Находка, и в Лиинахамари, и в Иокогаме… Все эти перемещения во времени и пространстве не выглядят хаотичными, случайными. Читателю легко и комфортно - стиль Гаврюшова динамичен, язык легкий, наблюдения за людьми точны и пристрастны в лучшем смысле этого слова: автор любит своих героев, а это не так уж часто встречается в современной литературе.

Очередная подборка стихов Владислава Пенькова не разочарует поклонников его творчества. Его речитатив медитативен, читатель послушно идет за автором и погружается в плавное течение его мыслей и образов, и вот уже привычная скамейка в нашем парке оказывается сопряжена с евангельской топонимикой. Мы вслед за Пеньковым готовы понимать, что Спаситель ходил на окраине цивилизации по глухим местам, старался словом проникнуть в грубые души. А сегодня поэт с грустью констатирует, что с тех времен ничего не изменилось по существу, наличие троллейбусов еще не означает, что мы живем богаче, чем жители Каны Галилейской:

Вот - город. Заповедные места.

Скамейка нашей Галилейской Каны:

То занята жлобьем, а то пуста,

И плачут, опрокинувшись, стаканы.

А ваш покорный слуга в повести «Пузик», взяв за основу известные события и жизнь реального человека, капитана, начальника флота, попытался разобраться в недавней нашей истории, в том, как и почему произошли столь разительные перемены в психологии людей, называвших себя коммунистами, занимавших большие должности при Советской власти. И - умудрившихся переквалифицироваться в капиталисты, да еще с тем самым звериным оскалом, о котором талдычили советские же писатели и публицисты.

«Если ты поэт - пиши поэмы!» Говорят, что есть такая максима… Евгений Боков написал «Трехструнную поэму» - талантливую, берущую своим напором, страстью, новизной речи, которая у настоящих поэтов всегда крылата.

Говорю вам: умирающие дети

это и есть умирающий бог.

Все слова неодетые,

все слова без сапог…

В рассказе Игоря Руднева «Домра» сделана попытка воскресить традиции блистательной прозы середины прошлого века, особенно близок автору Андрей Платонов.

«Она была в полной зависимости от растущего ребенка, дочки, потому что продолжала нуждаться в сердечности».

Сказано сердцем! Хотя в рассказе много событий, мы чувствуем, что главное - не наносное внешнее, а то невидимое и потаенное, что никак не называется, а только пробивается почками, тянется стебельками, распускается незаметно, и вдруг мы в один прекрасный день останавливаемся, пораженные: «Да когда ж оно успело все так вырасти, вымахать, расцвести… Природа, душа ребенка, прекрасное в нас…»

Владимира Дерябина называют поэтом камерным, звуки его негромкой лиры не поражают мощью, необычным регистром, нет, он берет за живое бесхитростными откровениями:

Ты на меня так посмотрела,

Как смотрят на пустую вещь.

Дверная ручка почернела

От множества потерь и встреч.

Поэт борется с бессмысленностью жизни, с её тупой непробиваемостью, ластоногой моралью. Борется с упорством обреченного, и неслучайно в его стихах появляется образ землемера, почти как из Кафки, из «Замка»:

Все землемеры умирают

Всегда в чужом для них краю.

И даже землемеры Рая

О грустном иногда поют.

Мончегорец Вадимир Трусов и раньше обращал на себя внимание несомненной одаренностью, но, как мне кажется, подборка стихотворений в свежем «МБ» - лучшее, что мы читали у Вадимира. Особенно впечатляет «Тень Ахиллеса». За этим стихотворением угадывается мощный бэкграунд: культура, эрудиция, самостоятельность видения, парадоксальность мышления.

…Боги жаждут

Эффектных зрелищ,

ибо десять лет

Мы развлекали их;

расстаться с нами

Они не в силах сразу.

Не люди нуждаются в богах, а боги без людей - тщетны, хотя и тщеславны.

Присовокупите к этому богатый язык, образность, отточенность формы. Отличные стихи пишет Вадимир. «Шкуры маленьких медвежат» - цепляет, это по-настоящему здорово, а если вы не понимаете, о чем идет речь, или не верите, прочтите стихотворение. «Когда стихнут крики «Уймись!». С трудом удерживаюсь, чтобы не продолжить цитирование.

Известный мурманский журналист и поэт Ольга Мартова на этот раз выступает в жанре несколько для себя необычном. По сути, это интервью с собой. Мартова рассказывает о своем детстве, родителях, других людях, так или иначе повлиявших на ее творчество, ее кредо, судьбу.

Александр Акопянц верен себе, своей способности удивлять нас. «Весна», «май», «тайна» и так далее - такие слова в современной поэзии, как их ни поворачивай, что с ними ни делай, казалось бы, совершенная банальщина, почти пошлость. Но вот приходит поэт - без богатого словаря и небывалого синтаксиса, с обыденными образами, а получается поэзия. Яркая, запоминающаяся, глубокая. Это ли не чудо? Кроме своих стихов Александр подарил нам в этот раз еще несколько переводов из Лонгфелло, Вордсворта, Шелли.

Несмотря на грустные нотки, в лирике Михаила Игнатова преобладает вера в непобедимые ценности - любовь, дружбу, радость творчества. Он умеет находить интересный поворот в сюжете стихотворения. Так, например, рассказывает Михаил Игнатов о том, как встретил друга в апреле, как они поговорили, покурили, посмеялись. А в финале стихотворения вдруг выясняется, что поэт разговаривал с ветром...

В феврале 2010 года, совсем недавно, Олег Бундур стал лауреатом V Всероссийского литературного конкурса им. Петра Ершова за произведения для детей и юношества в номинации «Проза для детей» за книги «У нас на Крайнем Севере» и «Как воспитывать папу».

Повесть «У нас на Крайнем Севере» представлена в альманахе. Она будет интересна и маленькому, и большому читателю. Написана с нежностью к северной природе, с любовью к людям, которые живут здесь, то есть с любовью к нам, землякам Олега Семеновича. «Хорошие люди живут у нас на Крайнем Севере», - пишет автор. Грех будет не согласиться с ним! И грех не прочитать.

Кира Велигина пишет стихи тонкие, трепетные, в них просвечивает ранимое сердце поэта, через которое, как мы знаем, проходит трещина ломающегося мира. Но если мир совсем уж не хочет прислушаться к биению этого сердца, тогда в камерную, религиозно светлую и возвышенную лирику вдруг проникнут ироничные, злые строчки:

Может, кофе «Чибо»?

Может, «Кити-кэт?»

Может, ты лысеешь

в восемнадцать лет?

Баю-бай, милаша,

Телезритель мой.

Золотая чаша

Завсегда с тобой.

Вот таким предстал перед нами очередной выпуск «Мурманского берега». Читайте!

Андрей ИВАНОВ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.07.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня