14.08.2010 / Культура

Мурманское кино

Любовь Виролайнен.

(Продолжение. Начало в № 146 - 150, 237, 238, 241, 245, 247 за 2008 г., № 49, 52, 54, 58, 63, 130, 133, 137 за 2009 г. и № 90, 95, 104, 139, 142 за 2010 г.)

26. ГОСТИ ИЗ БРАТСКИХ РЕСПУБЛИК

«Союз нерушимый республик свободных» - так начинался когда-то гимн СССР. К несчастью, нерушимость державы оказалась сильно преувеличенной, в чем многим из нас, пережившим ее распад, довелось убедиться на собственном горьком опыте. Но было время, когда эти слова воспринимались как нечто само собой разумеющееся, считались аксиомой, не требующей доказательств. Государство функционировало как единый политический, экономический и культурный организм. Взаимосвязи между союзными республиками развивались в самых разных сферах, в том числе и в кино. Касались они и Мурманска - неофициальной столицы советской Арктики, куда приезжали работать кинематографисты из разных концов страны.

По бескрайнему снежному полю идут двое. Впереди - высокого роста мужчина. Кто второй - разобрать трудно. Первый идет ровно, второй то наклоняется поправить крепления лыж, то падает. Вот наст обламывается под тяжестью упавшего тела, и кажется, что человек тонет. Мелькнули большие рукавицы и шапка. Лыжи мешают подняться. Тогда лыжник догадывается избавиться от валенок. Из-под шубы показываются ноги… в капроновых чулках.

Так начинается фильм, который поздней осенью 1967 года снимала в пригородной зоне Кандалакши Одесская киностудия. Согласно сюжетной канве после окончания техникума главная героиня - восемнадцатилетняя Анна приезжает на далекую северную метеостанцию, где знакомится со своей напарницей и местным лесорубом Тюриным, которые любят друг друга. Однажды утром девушка просыпается и понимает, что ее друзья уехали, оставив ее зимовать в одиночестве. Анна не теряет мужества, хотя порой и находится на грани отчаяния. Выдержать испытания помогает работа, отнимающая все время, все силы, но столь важная для летчиков и полярников.

Для нас, мурманчан, эта картина помимо всего прочего интересна еще и тем, что одну из ведущих ролей - того самого лесоруба - сыграл наш земляк. Режиссер ленты Юрий Петров привлекал к пробам многих артистов ведущих театров страны, но их кандидатуры по разным причинам не подошли. Пришлось начинать съемки без лесоруба, а ведь место в сценарии ему отведено значительное. И только обнаружив своего героя уже в Кандалакше, украинские кинодеятели смогли вздохнуть с облегчением. В итоге на роль утвердили шлифовщика Кандалакшского механического завода, студента пятого курса вечернего отделения Мурманского мореходного училища Владимира Русанова.

- На пробу Володя пришел с этакой богатой, можно сказать, экзотической шевелюрой, - вспоминал Петров. - Таким я и представлял лесоруба Тюрина. Но на съемку явился подстриженным по последней моде. Уловив недоуменный взгляд оператора, Русанов просто сказал: «Вот так и выглядят наши современные лесорубы. Я же малость подзарос из-за занятости: работа, учеба, спорт...»

Как сообщала тогда мурманская пресса, Русанов оказался способным актером, хорошо понимал характер своего героя, его решения и поступки, свободно держался в кадре, играл правдиво и убедительно. Кроме него в заключительном эпизоде картины задействовали еще и ученицу 9-го класса кандалакшской школы № 92 Нину Кондакову. Из звезд первой величины в фильме «засветился» Александр Збруев, сыгравший геолога Игоря. Лента «От снега до снега» появилась на экранах СССР в 1968 году. Она не оставила особого следа в советском кинематографе, но жителям Кольского полуострова по вполне понятным причинам запомнилась.

Несколько лет спустя, на грани весны и лета 1972 года, в Мурманск приехала съемочная группа «Беларусьфильма», возглавляемая режиссером Николаем Калининым. Шла работа над экранизацией романа Олега Куваева «Тройной полярный сюжет», большая часть которого первоначально была издана под названием «Птица капитана Росса». События двухсерийного телефильма «Идущие за горизонт» в основном происходят на Крайнем Севере. Именно сюда направляется Саша Ивакин - молодой человек начала семидесятых. Он мечтает стать путешественником и пройти по нехоженым тропам между Индигиркой и Колымой, где в XIX веке при неизвестных обстоятельствах погиб исследователь Николай Шаваносов, мечтавший увидеть редчайшую на земле розовую чайку. Саша тоже хочет найти эту птицу. После тяжелой травмы, полученной на горнолыжной трассе, он частично теряет зрение. И - спешит, торопится на Cевер, туда, где еще есть белые пятна, туда, где живет его розовая чайка - мечта.

Правда, драматическое напряжение ленты во многом снижается вследствие того, что зрители заранее со слов врача знают: зрение восстановится, герой выздоровеет. Да и финал картины напоминает «хэппи энд»: Ивакин видит розовую чайку, летящую над его головой, в то время как по сценарию он не увидел ее, потому что ослеп. Но зато - прозрел душой, от которой протянулись незримые нити к душам других людей.

И все же в этом фильме сошлось многое: произведение талантливого писателя перенес на голубой экран талантливый режиссер, наиболее известный как автор трехсерийных «Кортика» и «Бронзовой птицы», в картине снимались замечательные артисты, среди которых Валентин Никулин и Эммануил Виторган, и, наконец, там действительно был Север - от Чукотки до Мурманска. Образ неяркой, скромной, но прекрасной северной природы соотносится с душевным настроением героя, ищущего новый смысл жизни. Оператор Дмитрий Зайцев умело подобрал и ввел в картину цветовую гамму тундры - желтоватые мхи, изломанные сучья карликовых деревьев, сугробы снега, игру света и теней на бескрайних заполярных просторах…

Свою лепту в эту экранную гармонию внес и наш край. Целый ряд тундровых сцен был отснят в Ловозере. Жители села помогли киногруппе и реквизитом: меховой одеждой, обувью, другими предметами обихода. Старинную посуду, лыжи, монеты царских времен предоставил белорусским друзьям областной краеведческий музей. И конечно же, в кадре оказался мурманский порт.

Правда, отдельные снятые там эпизоды вызвали позже нарекания жителей областного центра. После премьерного телепоказа «Идущих…» в «Полярной правде» появилась заметка М. Светловой, где утверждалось, что мурманские сцены «несколько схематичны и, если не покажется резким, не всегда правдоподобны. Неприятный осадок оставляют встречи Ивакина с двумя так называемыми бичами - правда, один из них - плохой, а другой - хороший, мечтающий об Антарктиде и пингвинах. В фильме показан сегодняшний порт… И почему такой акцент сделан на «бичей», не понятно».

Картина была готова в конце того же 72-го. Калинин говорил, что хотел сделать ее как сказку, притчу о человеческом мужестве, романтической мечте и тяге к освоению новых пространств. Лучшие кадры «Идущих...» - это действительно настоящий гимн романтике. Неудивительно поэтому, что сыгравший Сашу Ивакина Иван Гаврилюк получил в 1973 году приз Международного кинофестиваля телефильмов в Париже «За лучшее воплощение образа романтического героя». Но все-таки главной наградой режиссеру, актерам и всем, кто работал над картиной, стала любовь зрителей. После премьеры киностудию буквально завалили письмами. Люди писали, что «Идущие…» помогли им найти себя, удержаться от самоубийства, перенести операцию - и так далее. А потом пришло время, когда романтика стала не нужна. И наступило забвение. Последний раз в СССР картину показали в сентябре предперестроечного 84-го, телезрители послесоветской России впервые увидели ее по кабельному каналу «Дом кино» в мае 2008 года.

Не стану писать здесь обо всех фильмах, сделанных кинематографистами союзных республик на мурманском материале - их достаточно много. Вспомню лишь некоторые.

В марте 1974 года на Кольский полуостров пожаловали гости из Прибалтики. Группа Литовской киностудии снимала северную натуру для фильма «Расколотое небо», поставленного по одному из произведений Витаутаса Бубниса.

- В романе литовского писателя Бубниса «Три дня в августе», по которому создан сценарий, - пояснял читателям «Кировского рабочего» режиссер картины Марионос Гедрис, - о Севере сказано как будто совсем мало. Литовец, который прожил здесь несколько лет, возвращается в родные края вместе с семьей… Да еще наш герой вспоминает одну неожиданную встречу под северным небом - со своим братом, еще раньше уехавшим из дома и не подающим о себе вестей. Но если в книге это можно выразительно описать несколькими фразами, то на экране нужно показывать.

Работа над лентой шла в аэропорту Кировска, откуда главный герой в исполнении Антаноса Шурны и его семья по ходу действия улетали на вертолете. Рядом с ними стоял провожающий, сыгранный артистом народного театра Дворца культуры комбината «Апатит» Львом Маршалкиным. Кроме того, снимали на заоблачном плато Расвумчорр и на ночных улицах Апатитов. А встреча двух братьев происходила во время гонок оленьих упряжек на третьем районном Празднике Севера в Ловозере.

В центре картины - драма литовской семьи Крейвенасов. Исследованию конфликта отцов и детей, города и деревни, старого и нового помогают в том числе и мурманские кадры «Расколотого неба». Тогда, в 74-м, побывала в нашем крае замечательная актриса Любовь Виролайнен, перевоплотившаяся на время съемок в жену главного героя - украинку Полину. Кстати, эта ее работа в 1975 году на VIII Всесоюзном кинофестивале в Кишиневе была отмечена вторым призом за женскую роль. Да и в целом критики и зрители приняли «Расколотое небо» не только как удачную и поучительную транскрипцию эпического произведения на экране, не только как зрелую, богатую находками режиссерскую работу Гедриса, но и как одну из наиболее глубоких проблемных картин литовского кино. Отчасти успеху фильма способствовали и северяне, помогавшие киногруппе чем могли.

- Кировск очень гостеприимен, - отметил перед отъездом из Мурманской области Марионос Гедрис. - На комбинате «Апатит», в аэропорту и всех других организациях нам неизменно оказывали всевозможное содействие, выполняли все просьбы. Нам были предоставлены для съемок вертолет, вездеходы, автомашины, снегоуборочная техника, и все - от директора комбината Георгия Александровича Голованова до рабочих, обслуживающих машины, делали для нас все, что могли. Мы очень благодарны за это.

Следующая лента, на которую мне хочется обратить ваше внимание, - тоже родом из Прибалтики. В мае 1987 года Таллинская киностудия работала в окрестностях Кандалакши над фильмом «Наблюдатель». Главная героиня, Александра, работает егерем в заказнике и одновременно использует его как свою вотчину: ловит рыбу сетями, ставит стреляющие капканы на лосей, потом торгует своей добычей. В общем, закон всегда можно обойти, если нет закона в душе.

Молодой ученый Пээтер, приехавший наблюдать птиц, быстро обнаруживает «маленькие хитрости» лесничихи и реагирует очень резко: мол, составлю протокол и т. п. Сквозь ее ответную грубость, даже агрессивность, слышны боль, усталость, надрыв. У нее большая семья в городе, старший сын служит в Афганистане… Постепенно ученый начинает жалеть Александру. Потом их отношения перерастают в роман. Из существа без возраста и пола лесничиха превращается в красавицу. Но однажды - прозрачным ранним утром, когда Пээтер отправился наблюдать птиц, не замеченный им в густой листве самострел убивает его наповал. В результате получается своего рода притча, подтекст которой ясен: оружие, направленное против беззащитной природы, всегда поражает человека.

Заповедные места под Кандалакшей, снятые оператором Татьяной Логиновой, в «Наблюдателе» не фон, а полноправный персонаж. Для эстонского режиссера Арво Ихо очень важно было найти подходящие пейзажи, которые, с одной стороны, играли бы в кадре сами по себе, с другой - помогали бы передавать тончайшие оттенки настроения героев. Такая натура в конечном счете и легла на пленку в Мурманской области.

- Художественный постановщик, режиссер-оператор и другие участники съемочной группы, - сообщал 9 июня 1987 года читателям «Полярки» заместитель директора картины С. М. Левин, - уже ранее были в Кандалакше, знакомились с обстановкой. И вот настало время перехода с весны на лето, а именно с этого периода и начинается фильм. Интенсивный период съемки продлится до начала августа. Нам приятно радушие кандалакшцев, проявляющих интерес к работе студии и оказывающих помощь.

Лента, появившаяся в том же 87-м, собрала внушительный урожай призов. Перечислю: приз Международной федерации кинопрессы, приз «Дон Кихот», приз за лучший дебют на фестивале в Карловых Варах-88, спецприз жюри фестиваля в Турине-88, гран-при фестиваля Северных стран в Руане-90 и, наконец, приз фестиваля «Созвездие-89» «Золотой кинос» за выдающийся вклад в профессию актрисе Светлане Тормаховой, сыгравшей Александру.

Сейчас эту «кандалакшскую» кинокартину, увы, мало кто помнит. Хотя и сегодня в Интернете встречаются реплики, подобные следующим: «Несправедливо забытый фильм «Наблюдатель»… Такие нюансы… Такая боль-любовь-ненависть…» «Фильм «Наблюдатель» просто чудо русского кинематографа - о русской душе, необычной русской судьбе».

В последние перед распадом СССР годы в Мурманск еще дважды приезжали одесские кинематографисты. В 1988 году режиссер Наталья Збандут работала здесь над лентой «Это было прошлым летом» с участием Аристарха Ливанова, Михаила Глузского, Екатерины Васильевой. А в трагическом 91-м, накануне событий, по живому разрезавших огромную страну и так или иначе отразившихся на судьбах миллионов наших соотечественников, в Мурманске снимали… комедию с черновым названием «Чемодан и кое-кто еще». Согласно сценарию Гия, скромный преподаватель музыкальной школы, получает в наследство чемодан и дом на Лазурном берегу. Чемодан оказывается пустым, а Лазурный берег - безлюдным местом на Крайнем Севере. Познакомившись с расторопной девушкой Машей, Гия узнает от нее, как за время перелета с Севера сделать пустой чемодан полным.

- Они начинают ездить по гостиницам, камерам хранения, - делился с мурманчанами творческими замыслами режиссер картины Георгий Кеворков, - и грабить нечестных людей. Но с благой целью - собрать деньги на восстановление музшколы.

Главных героев сыграли опытный актер Рамаз Иоселиани и дебютантка Наталья Воробьева. Одну из ролей второго плана исполнила Наталья Крачковская. На Кольском полуострове одесситы оказались более или менее случайно:

- Мы сначала хотели ехать на Дальний Восток, - объяснял Кеворков, - но узнали, что от Владивостока до сопок километров четыреста. У вас более удобно: снимали в Мурмашах, Белокаменке.

Съемки прошли весной, а в конце года фильм был готов. В окончательном варианте его озаглавили «По ком тюрьма плачет…». Едва успев выйти, лента эта, как и многие другие картины тех лет, канула в безвестность. Что и понятно - распад страны привел к развалу во многих сферах жизни, включая культуру. Да и на фоне масштабных политических катаклизмов людям было не до кино…

Прошло время. Поменялась эпоха. Накануне нового 2010 года в Мурманск для подготовки цикла передач приехала большая съемочная группа Гостелерадио Азербайджана. Неудивительно, поскольку азербайджанцы ныне, после русских, украинцев и белорусов, самая многочисленная этническая группа нашего края. Но симптоматично - глядишь, за телевизионщиками и кинематографисты потянутся. И из других бывших союзных республик тоже. История, как известно, развивается по спирали.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.08.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня