09.09.2010 / Культура

Кто ответит за «козла»? Для шведских художников этот вопрос не актуален

Фото: Федосеев Л. Г.
Картина так и называется - «Козел».

Одним из любимых инструментов этого художника стала не привычная для живописцев кисть, а плотницкая пила. Именно ею Йусси Таипаленмаки вырезает масштабные рельефы на массивных деревянных плитах, которые затем расписывает акриловыми красками. Работы, сюжетами которых становятся вполне обыденные вещи - пейзажи или портреты, получаются весьма необычными: яркими, сочными, броскими.

Йусси Таипаленмаки и Айна Милликангас - партнеры и в жизни, и в творчестве. Родом они из Финляндии, но уже более сорока лет живут и работают в Швеции, в своей мастерской в Стокгольме. На днях в областном центре художественных ремесел открылась их совместная выставка «В два голоса». Причем на вопрос одного из гостей вернисажа - чей голос в этом дуэте звучит громче? - Айна ответила просто:

- Мы живем и творим в унисон. Мы же пара, а значит, все делаем вместе - работаем, выставляемся, путешествуем. Главное для нас - быть честными друг с другом. Когда у меня что-то не клеится в работе, возникает некий барьер, мешающий двигаться дальше, зову на помощь Йусси. Это не значит, что мне всегда нравятся его комментарии - иногда нет. Но они всегда полезны, потому что он говорит с любовью и желанием помочь мне. Поэтому его критику воспринимаю спокойно, так же как и он мою. Конечно, так происходит потому, что мы любим друг друга. Наши голоса звучат на одной волне, иначе творчества просто не получилось бы.

О любви и Йусси, и Айна говорят без всякого пафоса, напротив - с иронией, добродушно подтрунивая друг над другом. Улыбки, которыми обмениваются эти немолодые люди, куда значимее слов. Так же как и сами работы.

- Они теплые и живые, полны света и юмора, - поделился впечатлениями мурманский художник Виталий Бубенцов, у которого шведы успели за свой короткий визит побывать в гостях, в мастерской. - Мне всегда интересно сравнивать, насколько впечатления от картин совпадут или не совпадут с последующими впечатлениями от их авторов. Вот здесь - редкий случай полной идентичности: и работы, и художники жизнерадостны и оптимистичны. А ведь это свидетельствует о том, что авторы очень искренни в своем творчестве.

Если Йусси - художник с пилой, то Айна использует другую, не менее оригинальную технику для создания своих произведений. Она делает эстампы. Вообще эстампы - это печатные изображения, первоначально выгравированные или нарисованные на какой-либо основе, как правило, на металле или камне. Но Айна в качестве основы для будущего оттиска берет картон, с которого и печатает свои нежные и пастельные оттиски.

- Я не очень люблю работать с металлом или камнем, потому что это вредные, с точки зрения экологии, производства, - рассказывает Айна. - Я немножко усовершенствовала эту почтенную технику - ведь эстамп известен со средних веков, он тесно связан с историей книгопечатания. Получилось то, что можно назвать коллографией. А слово «коллография» очень близко к слову «коллаж», поскольку процесс создания работ очень похож. Используются различные материалы - ткань, бумага, которые наклеиваются на плотный картон и покрываются слоем краски. Когда все высохнет, на коллаж накладывается лист бумаги и помещается под пресс. Эта техника сейчас очень распространена в Швеции, она популярна, на мой взгляд, прежде всего потому, что очень многогранна и обладает огромным потенциалом как средство создания богатых образов в печати. Лично мне импонирует то, что каждая работа - своего рода эксперимент, дающий большой простор для импровизации и позволяющий работать спонтанно и легко.

Такими же легкими получаются и эстампы Айны: мягкие краски, полутона, изящные образы. Особенно хороши птицы. Недаром цикл работ называется «Взмах крыла» - произведения такие же воздушные и невесомые, как шорохи крыльев невиданных птах. Еще одна серия - «Слоны», под деревом или розовые, все забавны и очаровательны. «Слоны» навеяны путешествием художников в Кению, которая им запомнилась и понравилась.

- Путешествия, по большому счету, это дорога к самому себе, так же как и еще одно мое большое увлечение, - улыбнулась Айна. - Я говорю о йоге, моей большой любви. Сама я занимаюсь давно и закончила специальные курсы, которые дали мне право преподавать это искусство другим. Так что я, можно сказать, профессионал. Вообще, в Швеции йога необычайно популярна, ею занимаются и мужчины, и женщины. Йусси? Нет, он как-то не увлекся. Я его затащила разок на нашу практику, но ему все это сложно давалось. Гибкости недостает...

То, что Йусси человек совсем другого настроения, в отличие от созерцательной и поэтичной Айны, легко читается и по его картинам.

Живопись Йусси - яркая, сюжетная, с узнаваемым чувством юмора. «Две датские женщины» - провинциальные красотки, в лисьих горжетках, с сигаретками в не очень аристократичных пальцах. «Охотничий павильон» - легкая стилизация под парадные портреты минувших веков: горделивый охотник в красном камзоле, с ружьем и собакой: все при нем, хорош собой и доволен жизнью. «Мечта» - наверное, нечто заветное, из области несбыточного: художник на пленэре, бросивший свой мольберт, чтобы, развалясь на мягкой травке, прильнуть к коровьему вымени и упиваться парным молочком.

Зрители же на выставке особенно выделяли картину, по которой небольшой юмористический рассказ написать можно, так емко и ярко автор выстроил полотно. На ней две подруги, одна из которых засмотрелась на некоего козла - в прямом смысле слова мужчину с козлиной головой. А привлек ее тот нехитрым трюком - сложил руки так, что на соседней стене появилась тень козлика. Много ли женщине надо: очаровалась и фокусом, и фокусником, не обращая внимания на товарку, которая со страшной гримасой тянет ее за плечо, мол, да ты рехнулась.

- Я не знаю, автобиографична ли эта картина, - смеется Айна. - Может быть, так Йусси видит нашу семью?..

Сама Айна тоже питает явный интерес к «козлиной» теме: ее керамические скульптурки в виде рогатых мордочек украшают стены выставочного зала и составляют цикл «Шаманы». Само собой, муж и жена - одна сатана.

Работы шведских авторов выставлялись во многих музеях Скандинавии и Европы, а Йусси экспонировался даже в Лувре. В Мурманск экспозиция прибыла благодаря нашей бывшей землячке Ларисе Сытник, которая нынче живет в Швеции. Они познакомились с Айной на занятиях йогой, подружились, и решено было устроить выставку авторов в магазинчике, которым командовала Лариса. Там были большие окна и много света, так что условия вполне подходящие. «Я влюбилась в эти работы и мне хотелось, чтобы мурманчане тоже увидели произведения этих интересных людей» - так просто объяснила Лариса свой поступок, за который местная публика, безусловно, ей благодарна. Остается лишь добавить, что выставка прогостит в центре ремесел до 18 сентября.

Фото: Федосеев Л. Г.
Картина так и называется - «Козел».
Фото: Федосеев Л. Г.
Айна Милликангас и Йусси Таипаленмаки.
Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.09.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня