06.10.2010 / Культура

Где святой Трифон саамов крестил

Фото: Кабыш Зоя

На традиционных Трифоновских чтениях, что недавно прошли в Мурманске, особое внимание привлек доклад петрозаводского археолога Марка Шахновича. Нынешним летом экспедиция под его руководством провела новые изыскания в селе Варзуга и поселке Борисоглебском, которые приоткрыли занавесу над малоизученным периодом истории Кольского края. Марк Михайлович - заведующий отделом археологии Карельского государственного краеведческого музея, специалист по эпохе мезолита - древнекаменному веку. Сейчас он единственный специалист на Северо-Западе, кто занимается церковной археологией, и один, наверное, из двух, которые «копают» в этом регионе позднее средневековье. О последних находках мы попросили рассказать Марка Шахновича.

- Вы уже второй год проводите экспедиции в Мурманской области. Сенсация в Варзуге с ее древним городищем уже состоялась, нынче - новая, в Борисоглебском. Интересный регион с точки зрения специалиста по позднему средневековью?

- Безусловно. Так сложилось, что санкт-петербургские археологи, которые работали здесь раньше, - мои научные руководители Владимир Яковлевич Шумкин и Нина Николаевна Гурина, преимущественно были нацелены на изучение памятников каменного века, также их привлекали такие уникальные объекты, как писаницы, лабиринты. Что касается средневековья, то были исследованы только два могильника XII-XIII веков в устье реки Варзуги. Хотя Терский берег, вся глубинка полуострова представляют собой широчайшее поле деятельности, сулящее много находок, которые обогатят наши представления об истории края, насытят фактами существующие гипотезы.

- Новость о том, что в Варзуге найдено самое северное в Фенноскандии укрепленное городище XV века, прогремела еще в прошлом году. Этим летом вы продолжили работы в Варзуге - что они дали?

- С помощью местного православного прихода и администрации села мы возобновили обследование корельского (так в древности именовали этот народ. - Авт.) городища, открытого в прошлом году. Работы позволили понять, какими были само городище и стены укрепления, как располагались. Оно достаточно типовое, такие крестьянские городища существовали по всему Северу и в Финляндии в том числе, есть сходные объекты в Республике Коми.

Нынешние раскопки позволили восстановить картину гибели крепостицы во время набега «мурман» в 1419 году и реконструировать характер деревянных укреплений этого крестьянского «острожца». Находок, имеющих материальную ценность, в общем-то, нет - люди там не жили. Городище - это крепость, где обитатели древнего села только укрывались от врагов. Единственная находка - железный топор. В основном мы имеем дело с остатками деревянных конструкций. Мы подтвердили существование Варзуги на этом месте в то время: летопись летописью, а археология дает факты. Подтвержденным фактом стало и то, что городище было сожжено как раз в начале XV века.

- Вы сказали - корельское городище. Как-то привычнее слышать о новгородцах...

- Это миф, существующий на всем Русском Севере. Часто говорят о новгородцах, но славянских племен на Крайнем Севере до XV века не было. Скорее всего, первыми насельниками Варзуги оказались карелы, входившие в состав Новгородской республики. Люди, которые занимались промыслом, платили дань Новгороду, не более того.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о церковной археологии. Ведь именно с ней были связаны работы в Борисоглебском?

- Это наука, изучающая историю церкви археологическими методами. Замечу, в Русской Лапландии эта тематика никогда не изучалась. Более того, ее практически не существовало в нашей стране после 1917 года. Тогда как раньше данное направление российской археологии было хорошо развито, во всем мире она существует до сих пор, у нас же только начала возрождаться. Мы должны изучить и спасти от разрушения церковные памятники, которые намеренно и непреднамеренно уничтожались все это время.

- Мурманская епархия вас поддержала?

- Да, здесь я нашел поддержку и понимание. Большую заинтересованность проявил владыка Симон, активную помощь оказали игумен Митрофан (Баданин) и игумен Даниил (Топоев). Так, по инициативе отца Даниила, игумена Трифонова Печенгского монастыря, мы с сотрудниками областного краеведческого музея обследовали место легендарной церкви святых Бориса и Глеба. По преданию, она построена просветителем кольских саамов преподобным Трифоном Печенгским в 1565 году и сгорела предположительно в 1944-м. Впрочем, существовала и версия, что произошло это раньше - в тридцатые годы. В 2009-м уже никто не мог сказать, где же она точно была расположена. Раскопки позволили установить место нахождения и получить комплекс находок, связанных со всеми этапами существования этой старейшей православной святыни Кольского Севера.

- Что именно удалось обнаружить?

- Уточнить место нахождения: в тридцати метрах от ныне существующей и точно так же ориентированной, по оси север - юг. Как известно, алтарь церкви должен смотреть на восток, однако с учетом особенностей солнечной траектории на Севере вышло вот так неканонично.

Среди находок, например, древесный тлен самого древнего бревна, заложенного самим Трифоном Печенгским. Обнаружили большой ком спекшейся меди - это паникадило во время мощнейшего пожара как висело, так и стекло на землю. Находили мы и фрагменты облачений, огромное количество гвоздей, остатки оконной слюды, мелкие монеты XVIII-XIX веков. Особой удачей были редкие предметы, которые можно отнести к дотрифоновскому, языческому периоду истории пазрецких саамов: фибула, то есть застежка для одежды, металлические обкладки-ножны. Это позволяет предположить (в качестве очень предварительной гипотезы), что церковь построена на каком-то священном для саамов месте. Еще из интересных находок - православный крест с саамской тамгой, родовым знаком. Это свидетельствует об особом местном колорите православия на этой земле.

- На этом ваши работы в Борисоглебском не завершены?

- Администрации поселков Печенга и Борисоглебский проявили большую заинтересованность в этих исследованиях. И им, и местному погранотряду мы очень благодарны за помощь, поддержку и понимание. Нам хотелось бы обследовать прилегающую к церкви территорию - возможно, уже с коллегами из Хельсинкского университета, которых весьма заинтересовали наши открытия. Кроме того, мне любопытен весь Терский берег Белого моря, который сулит интереснейшие находки как раз с точки зрения церковной археологии: есть намерение поработать над поиском мест первых монастырских поселений, православных святынь в окрестностях Кандалакши, возможно, в устье реки Варзуги, а также в Кузомени и Умбе.

- Думаю, не ошибусь, если скажу, что нужно это не только ученым.

- Археология определяет сакральные места для православных приходов. Например, важно поставить поклонный крест не просто где-то рядом, а именно там, где находилась святыня. То, как это важно для людей, мы убедились, работая в Борисоглебском и Варзуге.

- Как могут северяне познакомиться с результатами экспедиций?

- Как я уже говорил, в работах, проводимых здесь, постоянно участвуют сотрудники Мурманского краеведческого музея. Все материалы, которые удается получить во время раскопок, я вывожу за пределы области только для обработки, а затем передаю в этот музей. Кстати, в планах - организация выставки, посвященной нашим экспедициям.

Фото: Кабыш Зоя
Зоя КАБЫШ

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.10.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
68,195879,359582,868575,7100
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня