03.11.2010 / Культура

Сибирь, мон амур... Раритетные фотографии можно увидеть на выставке в краеведческом музее

Семья акцизного чиновника Капустина.

«Пекин - Амур - Париж» - так называется выставка раритетных снимков, которая открылась в областном краеведческом музее. Путешествие, которое в конце девятнадцатого века предпринял французский фотограф Шарль Вапро и ключевые точки которого дали название экспозиции, воплотилось в сотню работ, рассказывающих о жизни и быте русской Сибири и Китая того времени.

Детектив с негативами

«Негативы. Китай, Сибирь, конец 19-го века». Описание лота, выставленного на аукцион фотораритетов во французском городе Друо в 1991 году, не вызвало абсолютно никакого ажиотажа у собравшихся в зале антикваров. «Это годится только для мусорной корзины» - таково было негласное общее мнение. Тем не менее Арно Жибо, коллекционер, влюбленный в Китай, решился-таки приобрести этот лот, цена которого составляла всего 50 франков, или около десятка долларов. Им, безусловно, двигало исключительно альтруистическое желание спасти от печального конца эти негативы, а вовсе не намерение заключить удачную сделку. Вернувшись домой, убрал их в дальний угол шкафа и забыл на целых четырнадцать лет. Но судьба, видно, решила все же дать негативам шанс на обретение второй жизни.

Летом 2005 года господин Жибо оказался в России, в городе Кызыле, где на концерте сибирских шаманов, практикующих горловое пение, встретился с соотечественницей Патрисией Шишмановой. Эта француженка с русскими корнями, которая даже имя свое предпочитает писать и произносить на наш лад - Патрисья, - путешественница и журналистка. Она на протяжении долгих лет публикует во французских изданиях заметки о поездках по Сибири и вообще интересуется историей нашей страны. Разговор с ней настолько увлек Жибо, что по возвращении в Париж он вспомнил о старинных негативах.

Не без труда ему удалось найти фотолабораторию, где еще умеют работать с такими негативами. Фотомастер без всякого энтузиазма обещал отпечатать снимки. Назавтра раздался телефонный звонок от этого человека, который крайне возбужденно прокричал владельцу, что все готово и что это весьма ценные кадры. Таким образом, Жибо стал обладателем сотни снимков с пейзажами, жанровыми сценами, видами Китая и России. Все они, разумеется, без подписей и намека на автора.

После этого судьба повернулась к старым снимкам лицом, и это, разумеется, оказалось лицо Патрисьи. Увлекающаяся натура, она почувствовала себя Шерлоком Холмсом на пороге разгадки удивительной тайны и отдалась детективу с негативами всей своей пылкой душой. Приложив немало сил и душевной энергии, смогла установить авторство фотографий и затем уже раскрутить историю их появления на свет.

Прошлое ближе, чем кажется

В старых снимках скрыто какое-то гипнотическое очарование. Кому, кроме акцизного чиновника Капустина, было интересно фото всей его немаленькой семьи тогда, в 1892 году? А сейчас этот снимок хочется рассматривать внимательно и пристально - забытые фасоны платьев, шляпки дам, панорама городка за спинами, да и просто - количество детей, каковых у господина Капустина было на тот момент восемь, а сколько еще потом народилось, неведомо. Или вот интерьеры дома купца Бутина - пальмы в кадках, паркет, многоярусная люстра и обтянутая сияющим плюшем мебель. Приглядишься, и становится понятно, что прошлое ближе, чем кажется, - ибо и по наши дни интерьер, например, любого уважающего себя ресторана для «приличной публики», особенно в провинции, лепится по тем же меркам. А вот вокзал с «комнатами для проезжающих» - приземистый деревянный домик с рядом окошек. Можно ли встретить такой нынче на каком-нибудь российском полустанке? Почему бы нет.

Более того, семья знатного китайского чиновника, которой можно любоваться на соседнем от Капустиных снимке, выглядит, как близнец нашей. Детей, правда, еще больше. Ну, фасоны платьев чуть другие и, конечно, разрез глаз. А выражения лиц весьма похожи - сам чиновник полон достоинства, его половина сияет довольством, старшие дети таращатся в объектив с заметным напряжением, маленькие - открыв рты в ожидании «птички». Но в целом на китайской части выставки достаточно экзотики - здесь и непременный китайский мандарин в удивительных одеждах, и панорамы тогдашнего Пекина, и шаман с бубном.

Как удалось выяснить Шишмановой, французский фотограф Шарль Вапро в 1892 году отправился в путешествие, во время которого пересек весь континент от Пекина до Парижа за 112 дней. Вместе со своей женой Мари и китайским помощником Ханом они посетили Японию, Корею, Владивосток, Сахалин и добрались до устья реки Амур, вдоль которой прошли от Николаевска до реки Шилки. После этого проехали Сибирь, побывав в Иркутске, Красноярске, Томске, Тобольске, Тюмени, а затем в Нижнем Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге.

От собаки остался только призрак

Из экспедиции Шарль Вапро привез 150 фотографий, которые вместе с рассказом о путешествии были опубликованы в 1894 году в журнале «Тур дю монд». Эти же снимки появились в 1896-м в статье, посвященной Амурскому краю в энциклопедии «Живописная Россия», но без указания имени автора. Ну а потом, как уже говорилось, наступили сто лет забвения...

Сейчас коллекция Арно Жибо, которая и составила экспозицию «Пекин - Амур - Париж», включает 60 фотографий, среди которых не только сделанные во время путешествия Шарля Вапро, но и фото, снятые во время его пребывания в Китае, а также снимки Китайского павильона времен Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Их уже смогли увидеть жители нескольких городов нашей страны. Ведь организаторы экспозиции в России, Французский институт в Санкт-Петербурге и компания «Тоталь», решили, что она по возможности должна повторить маршрут самого путешественника. Поэтому побывала во Владивостоке, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Иркутске, Москве и Петербурге. Ну а от Северной столицы до Мурманска рукой подать, поэтому при содействии местного отделения «Тоталь» удалось организовать «гастроли» и у нас.

- Историческую и культурную ценность снимков трудно переоценить, - отметил научный сотрудник музея Алексей Гулянин. - Шарлю Вапро удалось запечатлеть практически «уходящую натуру». Дело в том, что буквально через несколько лет по тем же местам, где побывал он, проложили Транссиб. Железнодорожная магистраль сильно изменила облик российских городков и быт их жителей. А на снимках все осталось патриархальным, еще не изменившимся под действием прогресса. Кроме того, выставка любопытна еще и с точки зрения того, как развивалась фотография. Как раз в 90-е годы девятнадцатого века она переживала качественный взрыв в технических своих возможностях - фотографировать стало проще, это увлечение сделалось массовым. Стали возможны такие вот фотопутешествия. Кстати, на одном из снимков можно увидеть размытый силуэт собаки - к вопросу о тогдашней технике. Фотографировали на долгой выдержке, люди-то могли постоять неподвижно, а собаку как заставишь? Она метнулась - и вместо четкой картинки получился «призрак».

Выставка будет работать в краеведческом музее в течение ноября.

Фото:
Шарль Вапро.
Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.11.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня