15.12.2010 / Культура

Под пристальным взглядом химер. На сцене театра драмы - «Собор Парижской Богоматери»

Фото: Федосеев Л. Г.
На сцене театра драмы - «Собор Парижской Богоматери»

- Ой! Вот это да! Так это что получается - она ее мать, что ли? Ну ничего себе!

Две молоденькие девчушки за моей спиной были, похоже, искренне поражены таким поворотом сюжета. Кто бы, действительно, мог догадаться, что старая оборванка, ненавидящая похитивших ее малютку-дочь цыган, окажется матерью красавицы-плясуньи! И две частички талисмана мистически совпадут, доказывая их родство! Ну чудеса, истинные чудеса... Вот и незнакомые с мировой классикой юные мурманчанки удивились искренне, от всего сердца, как только могут удивляться старшеклассницы средней школы.

Между тем сюжет на самом деле оставлял ничтожно мало поводов для хоть какого-то удивления, поскольку вещь более хрестоматийную в литературе найти сложно. Ведь речь идет о романе «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго, инсценировку которого представили в минувшие выходные на сцене Мурманского областного театра драмы.

Делать ставку на мелодраму, пусть и причисленную давно к литературным святыням, дело беспроигрышное. Уж сколько «Соборов» перевидала публика! Примерно раз в десятилетие появляется в мировом культурном пространстве новая версия: поставлено несколько мюзиклов, есть мультфильмы (там никто из героев не умер, все живут долго и счастливо), снимаются киноленты - между прочим, в будущем году и Голливуд намерен запустить очередные съемки шедевра. Лучшего подтверждения тому, что тема эта вечна, не найти, и тут наш театр на удивление оказался в тренде. Правда, картину чуть подпортили мюзиклы, причем не только столичный, но и местный, мурманский, который был поставлен несколько лет назад. В антракте зрители, которые видели голосистых братьев-Гоманов в первой мурманской версии «Собора», эмоционально сравнивали впечатления прошлых лет со свежими.

Впрочем, сравнения были не вполне уместны. Мюзикл мюзиклом, но театр-то драматический. Главный режиссер Султан Абдиев особо подчеркивал перед премьерой, что ставит трагедию о любви и страстях. А трагедия - дело серьезное, пляски и песни если и предполагает, то дозированно, причем в дозах гомеопатических. Так что в основном мурманские зрители слушали первоисточник и неясного происхождения стихи, в которые облекали свои чувства герои, и наблюдали за тем, как пытаются накалить страсти исполнители главных ролей - Юлия Денежкина (Эсмеральда), заслуженный артист России Сергей Гронский (Фролло), Владимир Равданович (Квазимодо), Андрей Шпеко (Феб) и Алексей Воронин (Гренгуар).

Были и другие действующие лица, которых вполне можно отнести к главным. Это парижский сброд, бродяги, нищие и калеки, которые царили на сцене, то выбирая шутовского папу, то устраивая веселую попойку, а то и восстание, ускорившее трагическую развязку. В одной из сцен парижане расселись в нишах сцены, устроив своего рода театр в театре, и принялись разглядывать собравшуюся публику - прием не новый, но всегда добавляющий «оживляжа» действию.

Безусловным лидером зрительского внимания поначалу стала так называемая Душа Собора в исполнении Анны Будовской. Не каждый в зале смог сразу разобраться, почему эта женщина появляется почти в каждой сцене, но ничего не говорит, а только активно жестикулирует и танцует. Этого персонажа нет у Гюго, но, по замыслу создателей спектакля, он потребовался, чтобы усилить акценты: Душа сочувствует обиженным, пытается противостоять злодеям и утешить всех несчастных. Злодеи, впрочем, успешно вершат свое черное дело, отчего Душе и ее неутомимой пантомиме начинаешь сопереживать едва ли не больше, чем самой Эсмеральде.

Цыганка делала все так, как ей положено по роли, - плясала, размахивала кинжальчиком и падала в объятья. Наиболее ярким ее партнером, пожалуй, оказался Квазимодо - в сложном гриме, с накладным горбом, согбенный в три погибели Владимир Равданович с искренним страданием говорил о том, что для его персонажа невозможно счастье на земле. Публика сопереживала терзаемому страстями Фролло в эмоциональном исполнении Гронского, смеялась шуткам солдафона Феба-Шпеко.

Старая театральная гвардия в этом спектакле по известным причинам оказалась на вторых ролях - кроме Сергея Гронского, разумеется, однако одним своим недолгим появлением на сцене тут же вызывала ответную реакцию зала. Будь то комичный слепой попрошайка (заслуженный артист России Валерий Журавлев), или позевывающие украдкой при пытках цыганки судья (народный артист России Владимир Ерасов) и прокурор (артист Владимир Кецман), которым осточертела их инквизиторская нелегкая доля, или мэтр Тибо (артист Владимир Вагайцев), который в одну фразу - «Так подайте же нищей на хлеб!» - вложил живую сострадательность.

С чувствами, бушевавшими на сцене, контрастировала подчеркнуто строгая и аскетичная сценография. Шпили Парижа на заднике да внушительных размеров грубо сколоченный подиум, на котором то танцевали и целовались, то воздвигали виселицу. За происходящим наблюдали сумрачные химеры собора Нотр-Дам, угнездившиеся в верхней части кулис: одна в философской задумчивости подперла подбородок, другая скептически ухмылялась...

Вечные ценности, как медаль, потому что тоже имеют две стороны для тех, кто берется о них рассуждать. С одной стороны, они, эти ценности, всегда правы, с ними не поспоришь, они проверены временем и судьбами. С другой - от этого всего они малость залоснились, потускнели и поскучнели, и требуется немалое мастерство, чтобы вновь увлечь ими публику. Принято считать, что публика хочет зрелищ, а зрелища требуют денег. В этом отношении нашему театру приходится испытывать те же трудности, что и любому бюджетному учреждению культуры. «Зрелища нам не карману», - сказал перед премьерой Султан Абдиев. Со средствами на постановку этого спектакля помогло областное правительство, о чем сказал губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко, поднявшийся после спектакля на сцену поблагодарить актеров. И прекрасно, что премьера состоялась. Насколько долгой будет ее жизнь в репертуаре театра, покажет время. В первые показы, между прочим, билетов в кассах не осталось, как и свободных мест в зале. Так что есть повод для оптимизма.

Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.12.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня