23.03.2011 / Культура

От мясорубки до фаюмского портрета

Фото: Попович Татьяна

Почему южанка Елена Шагалина променяла родной Сочи на маленький город в Кольском Заполярье? И годы назад, и сейчас выпускница Ленинградского художественно-промышленного училища имени Мухиной отвечает на этот вопрос неизменно: природа северная очаровала, а еще здесь детей растить хорошо.

На занятия в художественную школу оленегорская ребятня добирается пешком, а по весне катит на велосипедах и роликах. Родители после уроков встречают разве что самых маленьких. Завидуй, столица.

Не у всякой провинции есть возможности дополнительного детского образования, Оленегорску в этом плане повезло. Градообразующий ГОК строили и работали на нем инженерные кадры из Ленинграда и Москвы, они-то и привнесли свои традиции в северную глубинку. Так что художественная и музыкальная школы появились почти одновременно с жилыми домами и прочей инфраструктурой. И та, и другая востребованы населением, а образованности местной молодежи поражаются в больших городах, где они потом учатся в вузах.

- Фаюмские портреты - древнейшие из известных нам образцов станковой живописи. Они написаны на досках энкаустикой - восковыми красками или темперой, - рассказывает Елена Артуровна на занятии.

- Темпера - это яичные краски, их художники раньше сами делали, - тихо поясняет мне одна из девочек в мастерской.- А если добавить масло, получится масляная краска.

- Портреты обрели свое название по месту их первой находки в некрополях Фаюмского оазиса в Египте. Там располагалось поселение главным образом неегипетского населения - греков, македонцев, римлян, иудеев, сирийцев и других. Нигде в мире не обнаружено ничего подобного этим произведениям, - продолжает педагог. - Фаюмских портретов известно довольно мало, часть их можно увидеть в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Мы с ребятами рассматриваем репродукции, дивясь выразительности лиц, взгляду громадных глаз, от которых, кажется, никуда нельзя уйти.

- Но как же воск ложился на доску так ровно? - не могу сдержать вопрос.

Старшие ученики с теорией уже знакомы, а некоторые и писать в этой технике пробовали, поэтому поясняют: - Восковые краски растопляли до жидкого состояния, наносили твердой кистью, при этом мазки мгновенно затвердевали. А смешивать краски на палитре художник не имел возможности чисто технически. Это какое мастерство должно быть! Это не гуашью рисовать!

Воспитанники Шагалиной работают с гуашью, акварелью, знакомы с углем, пастелью и сангиной. Но педагог постоянно расширяет познания живописных техник - вот и за энкаустику, которой ни много ни мало 20 веков, взялись. Смелый опыт перерос в региональный мастер-класс «Изучение техники «Энкаустика», прошедший на базе Оленегорской художественной школы. В нем принимали участие коллеги-художники из Колы, Мончегорска, Мурманска и других городов нашего края. Ученица Лиза Бухтеева представила свою работу «Птичка», выполненную восковыми красками. Очень впечатляет. Тем более когда знаешь, насколько это трудно.

- Сейчас, слава богу, краски хорошие можно купить, а не достать, как было в годы повального дефицита, - говорит Елена Артуровна. - Конечно, занятие живописью не из дешевых, но родители идут на это ради детей.

В городской «художке», как исключительно для краткости, но с большой любовью называют свою альма-матер ребята, на бюджетном отделении обучаются сто человек, еще 30 - на платной основе. Ведь «официальный призыв» к мольберту начинается в 10 лет, а порой юное дарование с непостижимой силой тянется к краскам и карандашу гораздо раньше. Тогда родители приводят до срока маленьких Васнецовых и Айвазовских к профессионалам.

Одно время школа располагалась под самой крышей многоэтажного жилого дома. «Мастерская около птиц» не вполне соответствовала санитарным и противопожарным требованиям, и горожане опасались, что из-за этого обитель юных художников закроют. Дело было в трудные 90-е годы. Однако для школы нашлось помещение. И пусть почти на окраине Оленегорска, зато всем хватает места.

Живопись, скульптура, композиция, история искусства, рисунок - пять обязательных дисциплин. А поскольку здесь собираются только те, кто влюблен в творчество, все слушают и делают с большим удовольствием. Ну разве что мясорубку изображают пыхтя. Надо.

- Порывы у ребят самые возвышенные. Но по-настоящему творить можно, лишь научившись азам. Необходимо чувствовать материал, будь то дерево, металл, ткань или кожа. Уметь передать форму. Поэтому и рисуем мясорубку, ботинок, - улыбается Елена Артуровна. - А также кубы и кубики, рубанки и всевозможные натюрморты.

- Рисовали даже большегрузный самосвал БелАЗ с промплощадки ГОКа, - то ли жалуются, то ли хвалятся дети. - Художником стать непросто.

Аня Филатова выполняет цикл работ по повести Пушкина «Дубровский». На станковых иллюстрациях юная художница стремится передать настроение влюбленности, тревоги: барышня Маша смотрит вслед уходящему Дубровскому с балкона. Кажется, он вот-вот оглянется. У автора возраст такой, что переживания пушкинских героев ей очень понятны.

14-летняя Таня Афанасьева увлечена линогравюрой, на региональной выставке «В мире красоты» она завоевала второе место за линогравюру «Погоня». А Настя Синявина, отучившись пять лет в любимой «художке», продолжает посещать школу.

- Она у нас плодовитый художник, - гордясь ученицей, рассказывает Елена Артуровна. - Я не устаю повторять ребятам, что нужно овладевать многими техниками - Настя в этом смысле молодец. Вот полюбуйтесь ее работой, это очень необычная графика, которую использовал венгерский художник Вазарелли.

Лиза Бухтеева любит творчество французских импрессионистов, живопись впечатлений волнует девочку.

Приятно наблюдать, как ребята работают: колдуют над своими картинами, смешивают краски, наносят мазки. Между тем продолжаем вольную неспешную беседу. Об Эрмитаже, Клоде Моне, Карле Брюллове и его «Последнем дне Помпеи» в Русском музее, о мечтах.

Настя уже решила, что после средней школы выберет профессию художника или дизайнера. Кстати, у нее есть пример для подражания. В соседней мастерской ведет урок педагог Светлана Васильева. Когда-то и она сидела за мольбертом ученицей, а потом вернулась в любимую школу уже Светланой Александровной. Путь был непростым: закончила сначала колледж в Нальчике, что в Кабардино-Балкарии (в нашем регионе, увы, нет художественного училища), затем - факультет дизайна в Мурманском государственном педагогическом университете.

- Очень люблю свою работу, школу. Скоро и собственных детишек приведу сюда учиться, - говорит художница с глазами, как на Фаюмских портретах.

...А мои новые знакомые, девчонки и десятилетний Стас Козичев, спешат похвастать идеей. Скоро 2012 год! А что было 200 лет назад? Детьми и педагогами задуман и уже претворяется цикл портретов героев 1812 года. Денис Давыдов и его друзья, отважные гусары, оживают под кистью и пастелью оленегорских художников.

Елена Артуровна улыбается: «Вы еще не видели нашу керамику! Сколько там ребячьей фантазии!»

Фото: Попович Татьяна
Фото: Попович Татьяна
Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.03.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня