05.05.2011 / Культура

Как сразу Питером повеяло...

Виктория Сидорова. «Двор-колодец».

Субъективная фактура Петербурга - что это? Это то, из чего сделан этот удивительный город с точки зрения художника. То, как он ощущается, воспринимается. И не всегда этот образ с фотографической точностью совпадает с реальностью: субъективная все же. А еще это название выставки, которую привезли в Апатиты питерские художники. «Некие фантазии на тему непарадного Петербурга, где обычно не бывают туристы», - так обозначил главную тему Игорь Клюшкин, автор этого проекта.

Игорь - художник, бывший апатитчанин, ныне преподаватель ЛГУ имени Пушкина. Некоторое время назад между факультетом дизайна среды ЛГУ и Дворцом культуры Апатитов был заключен договор о выставочной деятельности, а Клюшкин стал куратором выставочного отдела ДК - «Галереи М», у истоков создания которой в статусе самостоятельного творческого центра стоял двадцать лет назад вместе с друзьями. И вот теперь из апатитской галереи можно заглянуть в Северную столицу.

- Ой, как сразу Питером повеяло, - вздыхает одна из посетительниц. - Вот эти брандмауэры - это типично петербургское. Я когда там училась, мой путь в институт пролегал как раз мимо такой стены. Теперь смотрю, и сердце ноет...

Да, даже совсем непарадные дворы-колодцы и глухие стены бывших доходных домов способны вызвать нежные чувства у тех, кто по-настоящему проникся петербургским духом.

Выставка эта, авторы которой преподаватели и студенты ЛГУ, уже некоторое время назад демонстрировалась в Питере, в галерее «Сарай».

- Тогда была актуальна тема борьбы с башней Охта-центра, - комментирует Игорь Клюшкин. - Поэтому несколько сюжетов посвящены как раз конфликту традиции и современности. Конфликту, чуть не погубившему «небесную линию» Петербурга, о которой говорил академик Дмитрий Лихачев. Он подразумевал под этим некую гармонию в соединении архитектурных линий, Невы и неба, которую наглая башня нарушила бы.

Компьютерный диск вместо солнца, призрак Вавилонской башни за старыми питерскими домами - это ироничная усмешка самого Клюшкина по поводу масскультуры. «Мое родное мокрое» - это уже Алексей Долгушин передает свое отношение к любимому городу с его почти вечной моросью. Вот смотрит на небо из двора-колодца Виктория Сидорова, вот приглашает на прогулку в «Теплый мистический вечер» Тимур Аблямитов, вот пишет Северную Венецию Лидия Золотарева - силуэты домов, зеленоватая вода канала...

Работы разные по стилю и характеру, но некое объединяющее начало чувствуется. Это и техника - цветная штукатурка, создающая ту самую неповторимую фактурность, о которой так пекутся современные художники, полагая, что на зрителя она воздействует не меньше, чем сюжет или колорит. Это и общее настроение - фантазийное, несколько меланхоличное, местами - ироничное. При этом взгляд художника остается ласкающим и любовным. Субъективным, то есть неравнодушным.

Фото:
Алексей Долгушин. «Полдень».
Фото:
Игорь Клюшкин. «Небесная линия».
Зоя КАБЫШ, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.05.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня