14.05.2011 / Культура

Никита Михалков: «Правда без любви есть ложь»

Фото: Садчиков Михаил
Никита Михалковю

Кинорежиссер и актер, народный артист России, орденоносец и оскароносец, председатель Союза кинематографистов РФ, общественный деятель - в свои 65 он по-прежнему вызывает восторг и гнев фильмами, поступками, политическими взглядами. Только что в российский прокат вышел фильм Михалкова «Утомленные солнцем-2: Цитадель», который тоже вызвал немалые споры.

- Никита Сергеевич, имеет ли для вас большое значение, какую сумму собрал ваш фильм в прокате? Если картины с бюджетом 50 миллионов долларов, как «Утомленные солнцем-2», или в 90 миллионов, как «Щелкунчик и Крысиный Король» Андрея Кончаловского, собрали в прокате 7,5 миллиона и 13,5 миллиона, то разве это не провал, и кто в итоге расплачивается?

- Послушайте, не путайте, пожалуйста, острое с белым! Не буду ничего говорить о «Щелкунчике», спросите об этом моего брата. Что касается «Утомленных солнцем-2», то картина стоила 30 с небольшим миллионов. Но это два 2,5-часовых фильма и 13 серий для телевидения. Причем 13 серий - это не обрывки того, что не вошли в картину, а со сценами, отдельно для ТВ-версии снятыми. Теперь давайте подумаем, что такое военно-патриотическая картина длиной 2 часа 50 минут, которая собрала 8 или 10 миллионов долларов в прокате. Это же огромные деньги в той ситуации, когда кассу делает кинофильм «Яйца судьбы» (Михалков имеет в виду комедию «Наша Russia: Яйца судьбы», собравшую 22 миллиона долларов в прокате. - Прим. авт.). Это значит, что мы привлекли в кинотеатры людей, которые еще сохранили умение работать в кино как зрители, а не только жрут поп-корн на ржачных комедиях. С другой стороны, критики возвеличивают так называемый арт-хаус, который далек от широкого зрителя. Мы же сняли два фильма, и, если уж на то пошло, у нас все деньги не «распилены», они на экране. Присовокупите к этому еще 13 ТВ-серий, которые отбиваются за счет рекламы (каждая серия такого фильма как минимум стоит 1,5 миллиона долларов).

- То есть ни о каком провале не может быть и речи?

- Когда я слышу, что наша картина «провалилась в прокате», то это совсем не так. Она собрала по сегодняшним меркам большие деньги. Большие деньги! Потому, что остальные деньги собирает американское кино. И если мы не будем снимать затратного кино (не воровать - снимать!), то мы потеряем наше кино. Питаться одними устрицами и гамбургерами нельзя - не хватает обычного хлеба, нормальной пищи… Я не считаю, что это провал. И еще: когда начинают «мочить» картину в Интернете за несколько месяцев до ее выхода, согласитесь, это все не просто так. Посмотрели трейлер, а пишут, что картина дерьмо, два крупных плана, пум-пум-пум, кто-то упал - ой, какой ужасный фильм. Тем не менее я не печалюсь. Может быть, я ошибаюсь, но это долгоиграющие картины. Поверьте, их еще будут долго расшифровывать. Фильм «Утомленные солнцем-2: Цитадель» не похож на вторую часть. События там развиваются неожиданно, мощная сюжетная пружина держит всю картину.

- В чем суть ваших политических взглядов?

- Я считаю, что единственно доступной, правильной, стабильной идеей для России как была, так и остается идея просвещенного консерватизма. Это значит традиция. Но это не значит, что надо закрыть глаза и не видеть, что дерево растет, листья облетают. При этом дерево остается. Собрав мысли, которые у меня давно бродили, я написал «Право и правда. Манифест просвещенного консерватизма». Сделал это для моих товарищей, отпечатал сто экземпляров, подарил своим товарищам. Все! Через день манифест появился в Интернете. И началось… «Михалков сошел с ума, козел, лезет не в свое дело…» Но я писал о том, что наболело, готов отдать свой манифест любой партии, развивайте, двигайте дальше. Мне неинтересна политика, я хочу заниматься тем, что делаю, - кино.

- Как вы относитесь к тому, что в современной России фактически нет оппозиции?

- Ошибается тот, кто считает, что оппозиции нет. Вопрос заключается в том - что это за оппозиция, что предлагает. На сегодняшний день я не вижу там ничего, кроме ругательств в адрес Медведева и Путина. А что дальше? Немцов? Хорошо его знаю, научил его не носить белые носки с черным костюмом. А теперь он - узник, счастливый рассказывает: «Я сидел…» Во всем этом какая-то кукольность…

И вообще, в нас живет еще вот эта советское, социалистическое потребительство: сделайте, создайте нам красивую жизнь! А сами-то мы что для этого делаем?

- Какую музыку вы любите?

- Очень люблю классику, обожаю Моцарта. Когда работаю в студии, у меня постоянно звучит музыка, как правило, хороший джаз.

- Вам известен рецепт счастливого брака?

- Чтобы быть счастливым в браке, долго прожить вместе, жена должна иметь свое дело, чтобы не заниматься делами мужа.

- Вы с надеждой смотрите в будущее?

- Для меня очень важно, что в наше время в храмах не уменьшается число прихожан. Я имею в виду не начальников, которых прозвали «подсвечниками», а простых людей, особенно молодых. Человек без веры мне вообще неинтересен. Потому что самое страшное - потерять веру. По большому счету - разувериться. Ведь блажен, кто верует, тепло ему на свете.

- Вас называют главным виновником раскола в Союзе кинематографистов России…

- Я не испытываю никакой вины за «раскол в Союзе кинематографистов». Ну, хорошо, вам не нравится Михалков, мои товарищи, вы называете 4,5 тысячи своих коллег холуями… А что вам нравится? Что такое так называемый новый киносоюз: 22 режиссера, из которых известны шесть, 9 кинодокументалистов, из которых известен один, 10 сценаристов, 37 (!) кинокритиков и киноведов, 2 продюсера, 3 художника… И что же - это союз?!

- Что вы думаете об идее выдвижения Никиты Сергеевича Михалкова в президенты России в 2012 году? Говорят, такая инициатива идет от вас!

- Да, и хочу ко всему этому еще добавить, что планирую свое выдвижение на почти вакантную должность президента Египта, веду переговоры с Лукашенко о передаче мне мирным путем власти и, если по каким-то причинам, это не получится, намерен объединить страны бывшего Варшавского договора и возглавить это содружество, перенеся столицу нового государственного образования в деревню Мокра Гора у Эмира Кустурицы. Кстати говоря, мы с Эмиром собираемся организовать там и филиал клиники Кащенко для особо одаренных политтехнологов…

- Еще недавно мы говорили и пели, что живем в эпоху перемен. А теперь - в какую?

- Мы сегодня живем во времена подмен. Один умный человек сказал гениальную фразу: «В России за десять лет может измениться все, а за сто лет - ни хрена!» И это потрясающе точно. По большому счету сегодня Салтыков-Щедрин гуляет по улицам всех городов России, Чехов живет во всех домах, а романы Достоевского как будто вчера написаны. И в то же время смещаются критерии: мне выдают фуфло (простите за жаргон!) за настоящее. Меня убеждают через СМИ, что вот ЭТО есть настоящее. И я должен поверить, что Ксюша Собчак - писатель. Меня убеждают, что унижающее человеческое достоинство, пустое, нищее, абсолютно непрофессиональное кино - это, оказывается, арт-хаус! И попробуйте тронуть этот самый арт-хаус - это же священная корова. И пусть шедевр арт-хауса посмотрели 30 тысяч человек по всей стране, но это же арт-хаус! Такой у нас, понимаете, народ - непродвинутый! Но это ведь принципиальная вещь: я могу понять любую жесткость художника в оценках по отношению к своей стране, к своим героям, нашему народу, нашей истории. Но могу простить и понять только тогда, когда я чувствую, что там есть любовь. Я хочу видеть, кого ты любишь? Кого ты ненавидишь и презираешь - понимаю, а теперь ответь столь же четко и страстно - а кого ты любишь? Как сказал один замечательный старец: «Жестокая правда без любви есть ложь».

- В русской литературе, культуре, искусстве основой всегда были любовь и сострадание…

- Почему мы никогда не сможем быть немцами и французами, которых я очень уважаю? Дело в том, что русский человек никогда не может следовать только букве закона, потому что в законе ничего личного нет, а русский человек без личного отношения - пустоцвет. Хорошо это или плохо? Ужасно, с точки зрения социума. А с точки зрения национального характера, - да, может украсть, ограбить, но в то же время будет сострадать падшему... Как писал Чехов, у каждого счастливого человека должен быть кто-то, кто за его дверью молоточком будет стучать ему о чужом несчастье.

И на съемках «Утомленных солнцем» мною двигало желание противостоять вот этим подменам. Мы теряем национальный иммунитет, потому что у нас сегодня для огромного количества людей, особенно молодых и среднего возраста, нет ничего, над чем нельзя смеяться, стебаться, иронизировать. Но ведь не может нормально существовать нация, огромная Россия, если в ней нет чего-то такого, над чем нельзя смеяться. Причем не потому, что тебя накажут, а потому что ты сам не можешь через это переступить. Ибо это есть твоя связь с тем поколением, которое жило до тебя на этой земле.

И, знаете, все эти разговоры о свободе слова, демократическом обществе в данной случае становятся ложью, подменой, фальсификацией. Ведь демократия и свобода слова - это не индульгенция. И важно не похохотать страну совсем, не прохохотать! …Страна окутана пожарами, человеческими жертвами, а по ТВ - пляски под фанеру, щедрые призы, ни намека на понимание того, где и когда мы живем, что происходит рядом, какой горе… Знаете анекдот: на концерте Петросяна произошло чудо - 12-летний парализованный мальчик встал и ушел…

И, знаете, при отсутствии национального иммунитета, я думаю, война бы закончилась 25 июня сорок первого года.

Михаил САДЧИКОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.05.2011

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,665972,118376,293770,8901
Афиша недели
Битва титанов
Гороскоп на сегодня