11.06.2011 / Культура

Одиночество вместе?

Фото: Вишневский Павел

«Одиночество вместе» - так называется только что выпущенный компакт-диск североморского джазового дуэта певицы Натальи Мищенко и гитариста Николая Клименкова. Впрочем, название альбома ничуть не отражает социальный статус двух замечательных музыкантов.

Долгая извилистая дорога

Наталья Мищенко еще три года назад и думать не думала о Северах. Преподавала вокал в музыкальной школе Ростова-на-Дону. А на летних каникулах рванула в отпуск в воспетую Лермонтовым Тамань, где сливаются воды Черного и Азовского морей.

На таманские пляжи судьба забросила в отпуск из Североморска и пожарного Романа. Курортный, казалось бы, роман продолжился оживленной перепиской: боец МЧС звал девушку за полярный круг.

- Последним толчком к перемене мест стал огромный мягкий белый медведь, которого Рома прислал мне по почте, - смеется Наташа. - Так красиво замуж меня еще никто не заманивал…

Ее партнер по джазовому дуэту Николай Клименков тоже примерный семьянин, отец двух сыновей шести и четырех лет. Жена Екатерина из музыкальной семьи с давними традициями, профессиональная хористка храма Спаса-на-водах. А вот путь гитариста в большую музыку был более извилист.

Коренной мурманчанин, он закончил детскую музыкальную школу № 3 по классу баяна у интересного педагога Виктора Чичерина.

- Виктора Васильевича признавали лучшим аккомпаниатором в нашей области, - замечает Клименков. - Но кроме того он прекрасный аранжировщик, в том числе джазовый…

Ага, понятно, откуда джазовый ветер дует! Непонятно только, почему толковый импровизатор поступил после школы учиться на электромонтера в ПТУ-7 поселка Мурмаши. Хотя… Играть на электроакустических гитарах со сложной системой пьезо- и электромагнитных звукоснимателей профессиональному электрику, может, и сподручнее.

После профтеха Николай три года отработал на заводе шунгизитового гравия в Северной промзоне. Затем закончил мурманское музучилище, а позже получил диплом нашего педуниверситета. И сегодня он преподает джазовую гитару в детской школе искусств поселка Росляково.

Одежка на вырост

Наталья же Мищенко преподает джазовый вокал в североморской детской музыкальной школе имени Э. С. Пастернак. Их пути должны были пересечься. Или, скорее, пути их учеников. И пересеклись в 2008 году на джаз-фестивале в Североморске.

Вокалисты Натальи плавно дополнили инструменталистов Николая. Или наоборот. Сегодня они в четыре руки художественно руководят двумя совместными подростковыми проектами.

Во-первых, ансамбль «Бриз» с солисткой Еленой Гришиной. В нем пятеро подростков от 13 лет.

- Наша Лена только что закончила школу, уезжает поступать в Петербург, в музучилище имени Мусоргского, - вздыхает Наталья о своей ученице.

(Замечу в скобках, что отъезд Гришиной - чувствительная потеря для «Бриза». Весной мне довелось послушать эту певицу в джаз-блюз-кафе клуба «Ледокол». Большая мастерица оживлять джазовые стандарты!)

Но у дальновидных педагогов всегда есть одежка на вырост. Второй проект музыкально-педагогического тандема Мищенко - Клименков как раз и рассчитан на постепенную и безболезненную смену поколений. Младший состав называется «Джазмин» и рассчитан на детей от 6 лет.

(И опять замечу в скобках, что о 8-летнем джазовом гитаристе Максиме Сенаторове и 9-летней вокалистке Маше Шварц из «Джазмина» мне уже доводилось с придыханием упоминать под рубрикой «Живой звук» в марте нынешнего года.)

И хотя оба педагога главным музыкальным проектом считают своих учеников, легко предположить, что как раз пример концертирующих и даже выпускающих диски учителей для детишек очевидная джазовая замануха.

Пример для учебника

Итак, первый диск дуэта «Джайв» записан в одной из мурманских студий. Исполнители попросили меня не конкретизировать, в какой именно студии, но, боюсь, это секрет Полишинеля: любой местный меломан по качеству звука и акустике помещения, пожалуй, догадается об адресочке.

На диске восемь композиций, пять из которых можно смело возвести в высший ранг джазового стандарта.

- Это только часть нашего репертуара, больше всего времени заняла не запись, а репетиции. Самые отточенные вещи вошли в альбом, а самая наша любимая композиция дала ему название, - поясняют дебютанты звукозаписи.

Вещица эта - «Alone Together» - сочинена Артуром Шварцем еще в начале 30-х годов прошлого века прошлого тысячелетия! Кто только из великих не пел об «одиночестве вместе»! Однако стоит обратить внимание прежде всего на вокальный вариант Эллы Фицджеральд 1962 года и инструментальный вариант гитариста Джо Пасса 1991 года. Именно эти старые добрые джазмен и джазвумен давно стали ориентирами для североморско-росляковского дуэта.

Начинается же альбом с битловской песни «Любовь не купишь». Казалось бы, что можно сделать с битлами более джазового после альбома великого гитариста Джорджа Бенсона «Другая сторона Эбби-роуд»? Однако Мищенко и Клименков вдохновенно куют из рока джаз, они и гармоническую основу подправляют, и мелодию видоизменяют, и даже ведут ее контрапунктом на гитаре и голосом. Хоть в учебник для начинающих их обработку вставляй - как надо делать из рок-н-ролла джазовую интерпретацию.

- А еще я очень ценю певицу Сару Воэн, - проговорилась Наташа Мищенко еще до того, как я послушал их диск.

То-то и оно! Любители старшего поколения отчетливо помнят, как на закате жизни джазовая старушка записала на виниле легендарный альбомчик «Сара поет «Битлз», где привлекла в том числе и одного крутого бразильского гитариста-акустика, уж не помню его имя за давностью лет…

Вижу цель!

Альбом «Одиночество вместе» при всей своей аскетичности музыкального языка (подумать только, одна гитара и один голос) не надоедает. Все аранжировки совершенно разные. Порой гитара Клименкова звучит целым ансамблем, а мелизмы, то есть джазовое пение без слов, Натальи Мищенко играючи подменяют пение дуэтом.

Завершается альбом неожиданно. После классических джазовых стандартов с вековой (ну, или полувековой) историей звучит неким молодежным капризом песня из репертуара канадки Лары Фабиан «Звонок тебе». В записи 2003 года Лара-то, конечно, грамотно демонстрирует мощь голоса, но аранжировка так себе. Соло на скрипке, на мой вкус, слащаво, инструментал банален.

В нашей же, условно говоря, «провинциальной» интерпретации Николай Клименков сопроводил добротный голос Натальи Мищенко такой замысловатой гитарной игрой, что напомнил мне и ранних «Пинк Флойд», и позднего Пейджа.

- Нет, я ориентировался на Томми Эммануэля, как он это бы сыграл? - обронил Николай озадачившее меня имя.

- А кто это?

- Австралийский гитарист-виртуоз, друг самого старика Чета Аткинса.

Вот те раз! А я-то искренне полагал, что знаю всю хорошую музыку прошлого века… Хотя вот и новая цель для старого меломана - с подачи преподавателя джазовой гитары из Росляково буду теперь добывать записи виртуоза с Зеленого континента. И уж точно не в интернетовском качестве звучания, а в родном, виниловом.

Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.06.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,293472,465976,340969,7942
Афиша недели
Призраки российского проката
Гороскоп на сегодня