01.11.2011 / Культура

Почему я не воин? Я корабль конвоя!

Фото: Попович Татьяна

Эскадренные миноносцы, во время Великой Отечественной самые передовые по дальности стрельбы и скорости хода, оказались очень неустойчивы к морской болтанке. Описан случай, когда во время шторма одна волна смыла матроса с палубы, а следующая - забросила обратно. Другой матрос Северного флота в ходе военных действий пять раз (!) побывал за бортом, но был спасен товарищами и судьбой.

История обороны Кольского края от немецко-фашистских захватчиков включает множество эпизодов нечеловеческих испытаний и проявления мужества. Три года и четыре месяца держались защитники Советского Заполярья, однако не сдались, выстояли. Особая страница - Северный флот. Ее можно бесконечно читать и перечитывать, дополнять новыми фактами, самое же главное - необходимо пересказывать нашим молодым землякам.

Оленегорский музей в эти дни бьет рекорд посещаемости. Причиной популярности стала новая экспозиция «Корабли полярного конвоя». Старшее, а точнее - читающее поколение, безусловно, среди самых интересных рассказчиков тех событий назовет Валентина Пикуля, который в годы войны, мальчишкой, был рулевым на эсминце «Грозный». От его «Реквиема каравану РQ-17» перехватывало дыхание, душила ненависть к фашистам. Ну а «спровоцировать» прочтение книги местными школьниками, предпочитающими Интернет, думается, удалось музейному гиду.

- По Баренцеву морю шли поставки жизненно необходимых грузов и вооружения из стран-союзниц. Самый крупный караван, конвой РQ-17, в 1942 году состоял из 35 транспортных судов, доставлявших самолеты, танки, оружие. Их сопровождали корабли охраны - эсминцы, подводные лодки, а также морская авиация, - экскурс Ольги Кирченко в прошлое сопровождался видеоматериалами, музыкой, фотодокументами. А главное - пронзительной искренностью и выставкой моделей тех самых подлодок, эскадренных эсминцев и сторожевых кораблей.

Модели выполнены с филигранной точностью еще в прошлом веке - в 1980-89 годах. История их создания достойна отдельного внимания. Более трех десятилетий назад мастер из Ревды Леонид Судник вел кружок судомоделирования для детей оленеводов и горняков Ловозерского комбината. Увлеченность руководителя и его подопечных породила около сотни замечательных моделей военных кораблей, многие из которых, как, например, сторожевой «Бриллиант», являются точными копиями оригиналов. К сожалению, за минувшее время многие экспонаты утеряны, но часть сохранена в музее Ревды, который принадлежит ГОКу.

Надо было видеть глаза 13-15-летних ребят, которые пришли в музей.

- История войны на Севере словно оживает! Это такой душетрепетный рассказ! - сказала одна из школьниц, изобретя новое слово для передачи эмоций.

- Но почему военные операции, несшие смерть и страдания, фашисты называли так красиво - «Черно-бурая лиса», «Голубой песец», «Северный олень», «Ловля лосося»? - выразила свое возмущение Алина Семенова, десятиклассница и лидер местного добровольческого движения. - Я пришла уже в третий раз, мне бесконечно интересны судьбы этих людей, их удивительная стойкость в самых невероятных условиях. Книгу Пикуля обязательно прочитаю.

- А как же доставлены из Ревды эти модели с хрупкими мачтами и башенками? - спрашиваю у Ольги Витальевны, намекая на небезупречность ловозерской дороги.

- Да так и везли, каждый экспонат держа на руках. У нас не Эрмитаж, соответствующей упаковки для транспортировки не предусмотрено, - улыбается музейная фанатка. - Спасибо руководству Ловозерского ГОКа за доверие и согласие предоставить эти замечательные модели.

Кстати, на вопрос, откуда у Ольги такие основательные познания относительно морского дела и боевых кораблей, бывшая учительница ответила: «С самого детства увлекаюсь!».

Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.11.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,745475,776176,981773,6525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня