10.12.2011 / Культура

Отделяя мух от Высоцкого

Фото с сайта wdsspr.ru

По моему глубокому убеждению, возлагать большие надежды на современное российское кино может только очень наивный человек. Вера в чудеса, конечно, свойственна людям и под Новый год обычно обостряется, однако не в такой же степени, чтобы бежать на просмотр фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» за откровениями, прозрениями и катарсисом.

Отправляясь в кинотеатр, я и сама ехидно хмыкала - мол, ну что, наворотили коктейль из «Кандагара» с «Адмиралом»? Лепите артиста из Вани Урганта? Особенно умиляло желание отечественных кинодеятелей переплюнуть Джеймса Кэмерона с его синими человечками - публике были обещаны чудеса компьютерных технологий и «уникальная работа гримеров».

И действительно, первые минут сорок мастера киноискусств полностью оправдывали все худшие подозрения. На экране царили хаос и нервотрепка на ровном месте, сонм второстепенных персонажей жужжал неумолчно, оттирая собственно Высоцкого на дальний план. Зловещее КГБ строило козни и интриги, по степени завиральности сравнимые разве что с планами каких-нибудь злодеев из американских дешевых комиксов.

А потом Семенычу стало плохо. Сначала просто плохо, а потом - до смерти. И это присутствие смерти, которая в тот раз чудом миновала артиста, заставило всех этих жужжащих мух притихнуть. Замолчать наконец. Дать возможность Высоцкому произнести свой монолог, который точнее назвать молитвой. Дать ему еще одну возможность - прочитать пушкинские строки… Позволить его женщине показать, до какой степени она готова на все ради него. Разрешить пьянчуге доктору осознать: да не он спас человека, его рукой Сам водил…

И вот эти, отнюдь не щедро встроенные в довольно проходной фильм моменты, почему-то заставили замолчать ехидного скептика внутри. Ради них, собственно, и стоит сходить в кино. Это, пожалуй, главная и единственная причина. Впрочем, можно привести и еще несколько.

Грим. Не откажите себе в удовольствии полюбоваться на это нечто.

Первое появление Высоцкого на экране вызывает средней тяжести оторопь - не просто похож, он и есть. Может, поэтому создатели его в титрах и указали? Причем это именно Владимир Высоцкий, а не, скажем, его замечательный Глеб Жеглов. То есть не роль, не образ, а сам человек. Вот он идет к микрофону, смотрит в зал - и наступает дежавю, поскольку зрителя мгновенно бросает из нынешнего времени, из кресла в кинозале на тридцать лет назад. Наверное, именно это шокирующее сходство с прототипом ярче всего воссоздало эпоху, а не «Жигули» старых моделей и не совдеповский аэропорт, который снимали вроде бы в Белоруссии. А есть ведь еще попадающий практически один в один голос, интонации. Есть походка, жесты. Словом, сильное зрелище.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» - фильм-событие. При всех его достоинствах и недостатках такое в российском кино случается нечасто. Герой знаковый, время - почти наше, история - почти реальная. Ну что делать, если на абсолютную честность таланта не отпущено и никуда не деться от этих «почти». Но это явление, которое еще долго будут обсуждать и делиться своими впечатлениями о нем. Очень глупо уподобляться некоторым критикам, которые ничуть не смущаясь заявляют: я фильма не видел, но скажу… И говорят. И добавляют - а зачем в кино-то идти, я же трейлер в Интернете видел. Можно подумать, мировой и тем более отечественный кинопрокат так утомил их своими громкими премьерами, что сил уж нет на какого-то там «Высоцкого». А «Высоцкий» - абсолютно тот случай, когда иметь надо одно мнение, свое. Настолько разные отклики он вызвал. Не говоря уж о том, что свое мнение иметь бы неплохо и по всем другим жизненным поводам.

Актерский состав. Собрали всех, кто нынче в тренде и в топе. И это действительно в большинстве своем отличные артисты. Причем даже на эпизодических ролях за счастье почли засветиться очень сильные профи. Андрея Панина, как всегда, не переиграть. Максим Леонидов удивительно органичен в образе прожженного продюсера. Оксана Акиньшина хороша уж тем, что хороша собой. И так каждый. Андрей Смоляков просто тянет одеяло на себя, настолько живым и ярким получился его персонаж. Разумеется, продюсеры фильма не были бы самими собой, если бы не впихнули в этот фильм и просто очень медийное лицо с очень сомнительными актерскими талантами - Иван Ургант и сам понимает, в какую компанию попал. Спасибо, хоть не выдает репризы, хотя порой кажется, что вот-вот сорвется. Все же интеллигентный Ургант это лучше, чем, скажем, какой-нибудь Миша Галустян. Я не знаю, может, Михаил тоже в быту весьма интеллигентен, но мы этого не видели. Мы видели, как все вокруг себя он неизменно превращает в цирк с конями. Такое у него дарование. Актеры в «Высоцком» (на наше счастье, без Галустяна), на мой взгляд, вытягивают и довольно нелепый сюжет, и загримированного донельзя главного героя, и прочие нестыковки.

Однако есть и три причины, которые могут стать весомым аргументом для того, чтобы на «Высоцкого» не идти.

Снова грим. Создав двойника, команда здорово усложнила задачу артисту, который играл главного героя. Ведь по сути все хваленое ноу-хау оказалось силиконовой маской, которую перед съемками еще и гримировали. То есть велосипед в очередной раз не изобрели, да и кто бы ждал. Сходство вышло потрясающим, а вот свободы «играть лицом» - никакой. Почти - все же остается еще взгляд, опять же походка, жесты. По этим и еще некоторым деталям сложно не распознать под маской «технологического чуда» артиста Безрукова. И не потому, что он такой гениальный. Просто маска позволяет ему только носить ее… Видимо, поэтому он и согласился остаться анонимом, ведь чтобы не узнать его в фильме, надо очень постараться.

Этот фильм - никак не байопик, как пытались представить его некоторые критики. То есть с историей реального артиста Высоцкого он соотносится очень слабо. Это такая фантазия на тему жизни звезды. В те самые первые сорок минут второстепенные персонажи вообще могли вместо «Володя» говорить «Майкл Джексон», настолько обезличены эти реалии звездной жизни - музыка, наркотики, дорогие тачки, бешеные гонорары. Если для кого-то Высоцкий по сей день остается иконой, а жизнь его - не жизнью живого и весьма противоречивого человека, а житием святого, то фильм светлых чувств наверняка не вызовет. Ведь в житии боже упаси не то что вольно интерпретировать факт, а даже акцент не там поставить.

А уж в интерпретациях создатели нового фильма себе не отказали. Для них Высоцкий стал не столько главным героем ленты, сколько неким эталоном, по которому в определенный момент сверяют свои жизни все остальные персонажи. И почему нет? Таков уж крест всех гениальных и знаковых фигур в истории человечества - служить точкой отсчета для прочих маленьких жизней.

И наконец, если вы не сходите в кино, «Высоцкий», уверена, еще сто раз догонит вас в телеэфире. Фильм снят с очевидным прицелом на телесериал. И уж такого жирного леща продюсеры никак не позволят себе упустить. В связи с чем можно, конечно, погрустить на тему «ничего святого» и «все на продажу». Но поскольку это отдает брюзгливой старостью, то я этого делать не буду.

Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.12.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня