28.12.2011 / Культура

Долгие белые ночи

Карельский фронт.

Я держу в руках медаль «За оборону Советского Заполярья», самую дорогую, первую дедушкину медаль. В ящике его рабочего стола лежат и более высокие награды - ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, но без той, первой, никогда бы не было всех остальных. Мой дедушка - татарский писатель Абдурахман Абсалямов. 28 декабря исполняется сто лет со дня его рождения.

Писатель родился в Мордовии, учился в Москве, жил в Казани - но больше всего на свете любил белые ночи, с которыми повстречался совсем не там. «Белые ночи» - так назвал он и свою первую книгу, изданную после войны.

«В Татарстане, где я жил и живу, - отмечал он позже, - никогда не бывает северного сияния, а я написал книгу военных рассказов под названием «Северное сияние». В Татарии никогда не бывает белых ночей, даже понятия такого не существует, ибо ночь здесь всегда темна, а я написал повесть о разведчиках-минерах «Белые ночи». На нашей земле нет скал, а моя третья книга называется «Голубая скала».

Моя бабушка Магинур ждала его, тогда жениха, в тылу, в Узбекистане. Улыбаясь, она рассказывала мне о том, как восхищался дедушка в письмах какими-то белыми ночами, а что это такое, ей и представить было невозможно...

В 1940 году Абдурахман Абсалямов окончил переводческое отделение Литературного института имени Горького в Москве. За спиной были первые публикации, высокая оценка литературного наставника - Мусы Джалиля, изданный сборник рассказов «Солнце счастья»... И вот - война. В августе 1941 года молодой писатель был призван на фронт.

Поначалу суровые реалии войны заставили забыть о литературе. О каком писательстве могла идти речь, когда главной задачей каждого бойца была борьба с врагом?

Такими раздумьями, не раз терзавшими молодого литератора, Абдурахман поделился с Ильей Эренбургом, чьим мнением очень дорожил. В потрепанном военном дневнике сохранился старательно переписанный карандашом ответ Эренбурга от 10 ноября 1942 года:

«Дорогой товарищ Абсалямов!

Большое спасибо за Ваше хорошее дружеское письмо. Я рад, что моя статья о героических татарах понравилась Вам - татарину и писателю (судья с двойной компетенцией).

Вы правильно пишете: придет время и для литературы. Будет победа - будет народ, а будет народ, будет и литература. Сейчас самое важное - уничтожить фрицев.

Посылаю Вам на память сборник моих статей, передайте сердечный привет вашим боевым друзьям.

От души желаю сил и удачи.

Илья Эренбург.»

Вскоре дедушка был назначен военным корреспондентом - с 1942 года фронтовые газеты стали издаваться и на национальных языках. С 1943 года Абсалямов работал в татарской редакции газеты Карельского фронта «В бой за Родину». Был и переводчиком, и редактором, и ответственным секретарем...

С трепетом в душе перебираю я пожелтевшие страницы военных газет, сохранившихся в домашнем архиве, вглядываюсь в подретушированные (согласно правилам газетной верстки тех лет) лица бойцов, перечитываю сборник «Белые ночи». Большинство его очерков и рассказов было напечатано во фронтовых газетах. Можно сказать, что и они воевали, в них пульсировала неостывшая кровь солдат. День, когда в часть приходила газета, каждый боец считал праздником.

«Побывав во всех частях Карельского фронта, газеты и журналы обходят берега Баренцева моря, а потом совершают длинное путешествие по Южному фронту», - писал дедушка своей невесте Магинур.

Величественная природа северного края, так сильно поразившая московского паренька, рейды в тыл врага, героические поступки товарищей по оружию - все это давало богатую пищу для размышлений. Так писатель перестал сомневаться, что война - время для литературы. В коротких промежутках между боями, в солдатских землянках, на снегу, в вагоне редакционного поезда скрупулезно записывал он увиденное.

«В северных лесах, - писал он позже, - в огне боев я, кажется, нашел то, чего недоставало моему творчеству. Правда, война еще не окончилась. Но я уже на свое творческое будущее смотрю более уверенно, знаю, о чем нужно писать. Трудный, тернистый путь писателя меня не пугает, несмотря ни на что, я встану на этот путь. В действительности же я давно встал на этот путь, для обретения крыльев мне недоставало знания жизни и людей. Если так можно выразиться, в этих лесах я прошел школу жизни, держал испытание на профессию писателя.

Миллионы людей, которые до этого были заняты мирным трудом, взяв в руки оружие, встали на защиту Отечества, побеждали смерть - об этом, естественно, много думалось на полях сражений, в окопах. Но нужно было об этом еще раз задуматься, вникнуть во внутренний смысл этого. Одно дело, когда думаешь как рядовой участник этих событий, другое дело, когда оцениваешь это с позиции писателя, обобщая. Естественно, для этого нужны время и возможность. К счастью, такая возможность мне представилась. Я стал работать в газете «В бой за Родину». Здесь для меня открылся новый горизонт. Если я раньше знал свой взвод, свою роту, свой батальон, то теперь передо мной весь фронт, солдаты и офицеры, судьбы людей. Теперь я почувствовал нерушимое единство фронта и тыла. Если раньше Татарстан казался далеким, то теперь еженедельно оттуда приходят самые разнообразные вести…Хотя я в свое время, работая в многотиражке, в журнале «Советская литература», приобрел определенный навык в журналистике, но настоящую школу журналистики прошел во фронтовых газетах. Специфика газеты научила меня работать быстро и смело. Я думаю, тому, кто не прошел школу газеты, трудно быть писателем. Ведь дело, по существу, не только в умении быстро писать, сколько в умении быстро ориентироваться…»

Позже дедушка говорил, что хотя до войны и был опубликован сборник его рассказов «Солнце счастья», но настоящая литературная деятельность начиналась со сборника рассказов о войне «Северное сияние». «До этого у меня были поиски, какие-то всходы появлялись в глубине души, пускали слабые ростки, но основной линии, которую можно было назвать своей, не было. В огне боев, оказывается, нашел я это главное зерно - романтику родной страны. Естественно, это не готовая находка, для того чтобы она увиделась крупно, надо было многое видеть, работать, писать».

Десятки очерков и рассказов - «Потомок орла», «Смелость разрубает и камень», «Четыре героя», «Сержант Ильясов», «На короткой волне» и другие - вышли в военные годы из-под пера Абсалямова, дав почву для будущих крупных произведений, которые читали по всей стране, - «Газинур», «Орлята», «Вечный человек», «Белые цветы». Именно впечатления и материалы, многие из которых были собраны в военные годы на земле Заполярья, позже легли в основу этих произведений.

Альбина АБСАЛЯМОВА, член Союза российских писателей.

Опубликовано: Мурманский вестник от 28.12.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня