21.01.2012 / Культура

...Как наше фото отзовется

Анастасия Пустынникова. «Куда уходит детство».

В областном Дворце культуры им. С. М. Кирова открылась фотовыставка с говорящим названием «Я мозаику сложу…». И ведь действительно - по разнообразию жанров и техники исполнения эта экспозиция стала яркой мозаикой современной фотографии Заполярья.

Впрочем, один из 22 кадров, выставленных в фойе Кировки, вполне антикварный. В духе ушедшей эпохи исторического оптимизма он назван «Навстречу солнцу» и сделан аж в 1974 году! Узнаете Мурманск? И второй вопрос, уже на засыпку: а в каком микрорайоне города это снято?

- Сейчас на этом месте перекресток улиц Старостина, Свердлова и Верхнеростинского шоссе, а опоры ЛЭП уходят к еще несуществующему храму Спас на Водах, - поясняет автор снимка Вячеслав Басов.

Фотохудожник Басов - человек в мурманских фотокругах известный, обладатель медалей и призов престижных международных конкурсов.

- Я тогда только окончил школу № 34, только-только взял в руки очень популярный по тем временам аппарат «Зенит ЕМ», - продолжает мастер, едва ли не единственный сегодня в Мурманске, кто продолжает лично в домашних условиях печатать цветные фотографии с цветных же пленок.

- Но ведь этот кадр черно-белый?

- Да, с хорошей пленкой тогда была напряженка, но мурманских фотографов тогда очень выручал капитан 1-го ранга Северного флота Владимир Теселкин.

- Ну как же, великолепный был фотограф.

- Не просто фотограф, а корифей. Так вот он доставал пленку так называемого типа 17, которая применялась для военных аэрофотосъемок. Кстати, тогда он первым в Мурманске начал эксперименты с впечатыванием кадра, накладывая один негатив на другой. Большой был выдумщик, много хорошего сделал для мурманской школы фотографии, которая когда-то считалась одной из лучших в СССР…

Любопытно, что сам Басов уже почти позабыл про этот свой давний «солнечный» кадр. Вспомнил о нем другой мурманский корифей Сергей Воронин, полгода по крупицам собиравший мозаику для выставки из фотографий местных авторов.

Организатор и составитель выставки Сергей Воронин, единственный, к слову, на Кольском полуострове член Международной ассоциации фотохудожников, славится среди мурманских фотографов бескомпромиссностью и даже жесткостью оценок. По словам Воронина, ему надоели полулюбительские выставки, которые сегодня пышным цветом расцвели не только в провинции, но и в столичных городах. Общедоступная цифра, знаете ли, создает иллюзию общедоступности фотоискусства.

Тем любопытнее, что более половины работ, отобранных Ворониным, принадлежат авторам, вообще выставляющимся впервые в жизни!

- Много-много лет назад я увидел снимок большого мастера Николая Рудакова «Вдова». И захотел научиться снимать так же. Может быть, и эта выставка поможет кому-то найти дорогу в мир художественной светописи, как иногда называют фотографию, - говорит обладатель более сотни международных фотонаград.

- А сколько вы, Сергей, просмотрели снимков, не меньше сотни, наверное?

- Не меньше пары тысяч! С лета залез в Интернет, до самого Нового года просматривал личные странички мурманчан «Вконтакте». Сейчас народ любит выкладывать свои фотки, вот и присматривался, выбирал, потом связывался с авторами…

По задумке Воронина, в массовую фотографию пора возвращать дух требовательности. Иначе фотоискусство рискует утонуть в море снимков, сделанных мобильным телефоном и отпечатанных форматом «десять на пятнадцать».

Поэтому формат на выставке выбран недоступный для явно любительской фотографии - сорок на шестьдесят сантиметров. При таких размерах любой технический огрех становится кричащим.

А для придания художественной значимости каждому из 22 снимков их отпечатали не слишком распространенным (и безумно дорогим по обычным меркам - 2000 рублей за кадр!) способом. На натуральном льняном холсте, что придает фотографиям сходство с живописью маслом.

Не знаю, уместно ли такое сравнение, но при печати на холсте цветная фотография начинает напоминать старинную живопись эпохи Возрождения с ее тщательной проработкой кистью и даже «зализанностью» мазка. С этой неожиданной точки зрения легендарная «Джоконда» Леонардо да Винчи, будь она современной фотографией, оказалась бы просто удачным снимком, сделанным не очень дорогим объективом при очень зажатой диафрагме… Впрочем, такой чудовищной глубиной резкости обладают все цифромыльницы по определению.

Частый бредень, закинутый Ворониным в Интернет, дал прелюбопытный улов. На выставке гармонично соседствуют, например, снимок, который сделала 17-летняя школьница Лиза Гайда, и кадр 63-летнего инженера-океанолога АМИГЭ Николая Головина. Это возрастной диапазон. А вот с жанровой точки зрения тоже выбор широчайший - от салонного постановочного кадра «Куда уходит детство» Анастасии Пустынниковой до сюрреалистического этюда Петра Новикова «Перо на воде».

Я уже видел выставку, поэтому позволю себе выделить блистательный кадр «В мастерской». В прошлом году в семье мурманских художников Анастасии Березы и Максима Драницына родился мальчик. Мама пощелкала сынишку и выложила в Сеть. Согласитесь, чтобы увидеть такую роскошную композицию (ребенок в кроватке у окна с видом на улицу Сомова), надо иметь поистине профессиональный глаз живописца.

Нам не дано предугадать,

Как наше фото отзовется… -

так и хочется переиначить знаменитые строчки Тютчева.

На открытии выставки я собственными ушами услышал поразительный отзыв. Одна из зрительниц, узнав себя на портретной фотографии, вполголоса проговорила автору снимка:

- Так изысканно в любви мне еще никто не признавался...

Фото:
Петр Новиков. «Перо на воде».
Фото:
Вячеслав Басов. «Навстречу солнцу».
Фото:
Анастасия Береза. «В мастерской».
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.01.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня