18.02.2012 / Культура

Раиса Малеваная: «Прошу снять меня с роли Золушки»

Фото Алексея МАКАРОВА.

На градуснике - около тридцати мороза. Студеный ветер дует во все щели беззащитных окон кабинета заведующего театральной частью театра Северного флота. За символическим чаем - завлит и один из ведущих актеров ТСФ Алексей Макаров, режиссер Юрий Сергиенко, театральный критик и она - юбилярша и героиня этого очерка Раиса Николаевна Малеваная.

С фамилией у нее немало хлопот и курьезов. То беспрестанно спрашивают, не родня ли она известной кинозвезде Ларисе Малеванной, то произносят с ударением на второй слог. Раиса Николаевна не обижается. Она вообще человек легкий. Похожа на балерину. Ей бы фуэте крутить! Головы кавалерам кружить… Красивая женщина. И умная. О себе то и дело - с тонкой иронией. О ней коллеги - с доброжелательным юмором. Первая роль в театре Северного флота - Золушка.

- А ведь мне в ту пору было уже за тридцать! - искренне ужасается Малеваная. - Ну какая я Золушка? При первой возможности написала заявление начальству. Прошу, дескать, с роли Золушки снять в связи с несоответствием возраста. И что вы думаете? С роли Золушки меня сняли, но перевели в… пажи.

Смешно? Может, и так. Но мне почему-то кажется, что эта первая роль Раисы Малеваной во флотском театре стала для нее знаковой, чуть ли не роковой. Стезя у нее такая - быть Золушкой. Условно говоря, терпеливо «мыть тарелки», пока другие красуются на пышном репертуарном балу, и ждать своего звездного часа. Значительных и тем более главных ролей в послужном списке не так уж много. Режиссеры все более эксплуатировали внешние данные, то и дело предлагая Раисе Николаевне роли, извините, проституток.

- Какие проститутки? - смущения не скрывает даже сейчас. - Я же из Сибири! Замужняя. Наивная. Как их играть? В чем зерно роли? Ходила по ресторанам, присматривалась к этим дамочкам. А они все внешне разные. Одна в замызганных трениках сидит и курит, другая, напротив, разукрашена, как жар-птица. У режиссера спрашиваю, что мне играть? Ну, он мне объяснил. Популярно (смеется). Вопросы отпали сами собой.

Но играть пустую продажность из спектакля в спектакль ох как неинтересно… Тем более что начало актерской карьеры - Иркутск, Красноярск, Норильск. В далекие семидесятые именно в тех краях театральная жизнь бурлит, бьет через край! Раиса Малеваная - пытливая, подающая большие надежды студентка. Потом - жена режиссера Исаака Дубова (именно с ним, какое-то время возглавлявшим молодежный Театр на Радищева, она и приехала в 80-е годы в Мурманск).

У меня упоминание об Иркутске рефлекторно вызывает мысль об Александре Вампилове. Раиса Николаевна оживляется:

- Как же, как же! Я видела Вампилова. Он приходил к нам в училище. Читал свою пьесу «Прошлым летом в Чулимске». Еще в черновиках, по рукописной тетрадке. Скромный человек. Застенчивый даже. И ведь мне удалось сыграть его героиню - Валентину - именно в училище. Мне было, как и ей, восемнадцать лет. Я очень хорошо ее понимала. Это настойчивое желание восстанавливать палисадник после того, как грубые люди его разрушают. Какая роль!

А что нынче? В последние годы серьезных ролей прибавилось. Одна из самых значительных - трагическая Гертруда («Мачеха» О. Бальзака). Экстравагантная Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»). Простонародная Софья («Саня, Ваня, с ними Римас»). На повестке дня - предвкушение бенефиса.

И тут в разговор вступает Юрий Сергиенко:

- Буквально на днях начались репетиции спектакля по пьесе Михаила Ворфоломеева «С новым годом!» (рабочее название «Не забывай меня…»). В юбилейном представлении Раиса Николаевна должна сыграть героиню. В партнерах - Виктор Смольков. Актер темпераментный, характерный, яркий.

- А о чем пьеса ?

- Мы пока только ее читаем. Совместно. И находимся в поиске решения этого отчасти сентиментального, отчасти чуть ли не трагедийного сюжета. Раиса Николаевна играет женщину, которая из провинции приезжает в Москву, чтобы увидеть одного известного актера, который когда-то наставил ее на путь истины, внушил высокие и красивые представления о жизни, о своем предназначении. Она приезжает его отблагодарить, а он… в депрессии, спился. Ну, и разворачивается история спасения человека человеком. Там много нюансов. Вещь психологическая. С открытым финалом…

Раиса Николаевна начинает репетиции с воодушевлением. Ей нравятся спектакли «на двоих». В них можно раскрыть характер персонажа во всех подробностях. Как готовится к роли? Многое приходит интуитивно. Как озарение. Вот и сейчас, во время нашего чаепития, она - вдруг! - осознала, что спасительница у Ворфоломеева очень напоминает именно вампиловскую Валентину:

- Как интересно… С чего начинала свой путь, тем, по сути, и итожу? Наверное, мне близка эта тема неуступчивости обстоятельствам, преодоления их силами души, любящего сердца.

Разговор приобретает философский характер. Раиса Николаевна интересный собеседник. В последние годы всерьез приобщилась к православной литературе. Цитирует Библию. Проникновенно говорит о цене милосердия в жестоком мире. Чувствуется, опыт у нее богатый - и обыкновенного счастья, и горьких утрат. Она много общается со своими взрослыми детьми: дочь - психолог, сын - предприниматель. Четверо внуков. Самая маленькая из них пришла как-то на сказку «Кошкин дом». И после это визита с гордостью всем рассказывает: «Моя бабушка работает в театре! И знаете, кем? Козой!»

А Коза между тем сыграна безупречно! С юмором! Раиса Николаевна при всей своей классической женской красоте очень любит и умеет себя со вкусом «подуродовать». То какие-то нелепые кудряшки на «бестолковой голове» хохотушки (Селезнева из «Острова Рикоту») навертит, то чрезмерного рокового шарма в походку «подпустит» (Мамаева из «На всякого мудреца довольно простоты»). Партнер по этому и некоторым другим спектаклям Алексей Макаров признается:

- С Раисой Николаевной репетировать и играть одно удовольствие. Удивительное чувство самоиронии. Каждый спектакль ждешь от нее какого-то розыгрыша. Никогда не повторяется!

Не повторяется рисунок роли. Не повторяется, увы, и прожитая на сцене жизнь. Только продолжается. За поворотом - поворот. Метафора дороги Малеваной особенно близка. Она опытный автолюбитель. Водит машину легко и уверенно. Что для женщины редкость. Ей во всем помогает оптимизм. Признается:

- Чему быть - того не миновать. Просто надо любить машину. Беречь своих близких. Знать свое ремесло. Не предавать профессию. И идти по жизни только своей дорогой! Чужих дорог мне не нужно. У меня - своя.

Вот на такой внушающей надежду ноте мы и расходимся - уходим в тридцатиградусный заполярный мороз. Хорошо еще, что весна не за горами А бенефис назначен на звенящее капелью апрельское воскресенье, на 21-е число. Как знать, может быть юбилейная премьера «Сочельник на двоих» поможет кому-нибудь собраться с душевными силами - любить, верить, надеяться, ждать. И покажется на мгновение, что «жизнь начинается вновь»! И мгновение это послужит добру. Мало ли?

Фото:
Фото Алексея МАКАРОВА.
Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.02.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,787373,687178,454371,7865
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня