20.03.2012 / Культура

Русский кентавр - родня Ярилы

Фото: Ещенко С. П.

- Видите, женщин почти всегда изображали за работой: то с прялкой, то во время стирки. А мужчины либо сидят на лавочке, беседуя, либо на балалайке или гармошке играют, - научный сотрудник отдела фондов областного краеведческого музея Вея Антроповская наглядно излагает «гендерный» аспект народной игрушки.

А вот и знаменитый Полкан - так называлось на Руси мифологическое существо с лицом человека и телом коня, родня бога Ярилы. Что тут скажешь - славянский кентавр, да и только!

Каргопольская, филимоновская, калужская, дымковская - разные стили, разные приемы. В музейной коллекции народных промыслов глиняная игрушка занимает самое большое место. Сейчас часть этого собрания музей демонстрирует зрителям - здесь открыта выставка «Рукотворная сказка».

- В наших фондах более полутора тысяч предметов декоративно-прикладного искусства, - говорит Вея Анатольевна. - 312 из них представлены в экспозиции.

Кружевоплетение, резьба по дереву и кости, народная игрушка... Авторских вещей мало, в основном экспонаты представляют процветавшие в середине прошлого века и чудом выживающие в наше время знаменитые объединения мастеров. Такие, как Шемогодская фабрика, где делают вещицы в технике прорезной бересты - удивительного деревянного кружева, которым украшают, допустим, шкатулки модниц. Или как вологодская «Снежинка», объединившая кружевниц.

А вот и знаменитые «Кузнецы» - с детства знакомая многим деревянная игрушка: мужик да медведь, поочередно бьющие молоточками по наковальне.

- Это самая первая поделка богородской артели мастеров-деревянщиков, - поясняет куратор выставки. - Среди их изделий много подвижных фигурок, которых нехитрый механизм заставляет «оживать».

Тривиальные, на первый взгляд, матрешки. В витрине поселилось несколько «семеек»: загорская, вятская и семеновская, различающиеся и формой, и росписью. Главный, пожалуй, сюрприз - «советские» матрешки в виде шаров мал мала меньше, олицетворяющие... 15 союзных республик.

Хохлома, жостовские подносы, лаковая миниатюра - в небольшом зале представлены самые известные, «азбучные» народные промыслы России. Иногда в необычном ключе: например, усатый Чапаев, узнаваемый в одном из персонажей «Атаки», шкатулки палехского мастера Гордеева, ну никак не вяжется с иконописной историей тамошних мастеров. Впрочем, как известно, именно благодаря «батальным» сценам и стилизованным портретам вождей удалось в советское время сохранить уникальный промысел.

Наиболее старые предметы на выставке - изделия архангельских косторезов: «теремки», как за характерную форму называли ларцы для украшений, инкрустированные костью. Они датированы концом XIX века.

Коллекция музея начала пополняться предметами народного искусства в 60-е годы, когда в Мурманск было передано свыше 800 экспонатов из Художественного фонда России, с тех пор продолжает прирастать. Что до самих ремесел, то в их жизнеспособности сомневаться не приходится - в качестве наглядного примера на открытии «Рукотворной сказки» работали мурманская кружевница Нина Бородина и мастер росписи по дереву Любовь Хвостова. Для желающих они обещают проводить мастер-классы - нужно только заранее записаться в музее в течение месяца, пока длится выставка.

Фото: Ещенко С. П.
Фото: Ещенко С. П.
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.03.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня