30.03.2012 / Культура

Цвет и форма как игра

Фото: Федосеев Л. Г.
Юрий Шачнев и его автопортрет.

Самый юный посетитель выставки еще висит на папиной груди в слинге и с соской во рту. Но на экспонаты смотрит уже с любопытством: еще бы, все яркое, солнечное, пахнущее свежевысохшей краской. Есть такой неповторимый вкусный запах музея! Да и лица участников вернисажа сплошь юные, взволнованные. На днях в Мурманске открылся традиционный конкурсный показ молодых художников «Точка росы».

Родившаяся в 2000 году «Точка» должна была возродить прерванную традицию молодежных выставок - тех самых, на которых в свое время впервые заявляли о себе нынешние мэтры. В советские годы молодежные выставки, к организации которых художники и искусствоведы подходили совсем «не по-детски», становились стартовой площадкой для молодых талантов. Впрочем, юные не значило начинающие, за плечами претендентов в Союз художников всегда было художественное образование, зачастую весьма солидное. Сейчас правила не столь строги: участвуют порой даже студенты.

Анастасия Берёза, одна из тех, кто, стартовав на молодежных выставках, стала членом Союза художников, в нынешнем показе, что называется, пока возраст позволяет. Ее живописный цикл «Весна в гаражном кооперативе №112» сразу цепляет взгляд. Рука, взгляд и вкус - этого у Насти не отнять, как и мастерства. Из «Точки» она, что и говорить, выросла. Бледный, но такой цветной снег, силуэты деревьев, ржавые сооружения, которые под ее кистью наполнились жизнью, будто надышались пьянящего весеннего воздуха... Она умеет в малом, в будничном разглядеть красоту, и оттого на ее холстах и графике родной Север - поэтичный и не провинциальный. И при этом узнаваемый до запахов.

Анастасия признается: рада, что в этом году выступает как участник выставки, а не член выставкома. Говорит, ее оценки, наверное, были бы слишком жесткими. А молодым порой нужнее поддержка, чем критика.

- Любая выставка - возможность на собственные картины взглянуть чужими глазами, - говорит она. - И для начинающих это особенно важно. Может многое поменяться в отношении к самим себе.

Насте приглянулась живопись мурманчанки Ирины Фатеевой. Добротный реализм, как говорится, без выкрутасов. А это, между прочим, редкость! Не то чтобы молодежь массово ударилась в постмодернистские изыски, просто крепкой школы, уверенного рисунка, владения цветом зачастую не хватает катастрофически. А без них какой уж авангард - так, одно название. Об этом говорится на каждом мурманском молодежном показе. Оно и понятно: профильного вуза или училища в области нет, а программа учебных заведений, где сидят за партами юные творцы, хоть и включает в себя изобразительное искусство, но заточена все же на другое.

И все же вчерашние, а порой и сегодняшние студенты ищут и находят свой язык для диалога со зрителем. Вот выразительные пейзажи Анны Крисановой: синие борта кораблей, длинные шеи портовых кранов вдали. Все вполне традиционно, но есть в этих цветных листах какое-то свежее дыхание, воздух.

Более условны городские пейзажи Светланы Колтаковой - июньские одуванчики, пыльный серый асфальт, тускло-оранжевые стены старых домов. Осязаемые, живые.

Ироничный и мягкий взгляд на мир, полуулыбка - это цикл монотипий Глафиры Северьяновой под названием «Лето 2011». Нехитрые радости семейства на отдыхе, вполне узнаваемые, хоть и шутливые образы родителей, мурманских художников Сергея и Веры Чеботарь. Лето - это почти всегда шаг в детство, туда, где родители с тобой, а весь мир - теплый и улыбчивый. Работы Северьяновой - именно про это.

На «Точке росы» в этом году более 60 участников, и, естественно, представлена разноголосица жанров и видов изобразительного искусства. Графика, живопись, инсталляция, керамика, скульптура, ткачество... В привычном амплуа Мария Тюлюнова, автор вязаного крючком объекта под названием «Парадно-выходное платье благополучной доярки». Упитанные корова и бычок на небесной синеве подола смотрятся трогательно и уморительно. Есть и линогравюра - не самая популярная, потому что трудоемкая, техника - в ней показала себя Мария Михайленко, выставившая цикл «Мифоложки», соединивший образы персонажей детских сказок вроде Буратино и Колобка. В итоге деревянный человек Джанни Родари превратился в идола, коему поклоняется жрец папа Карло, а Одиссей пустился в путь в компании с хатифнаттами Туве Янсон.

Много и фотографий - это, кстати, новинка для «Точки росы» - раньше, если начинающих фотографов и допускали к участию, то строго дозировано. Теперь же их множество. Есть слабые, есть любопытные вещи. Мне, например, приглянулся цикл экс-мурманчанки, а теперь студентки финского колледжа искусств Татьяны Павловой, использовавшей пусть и старый, но эффектный прием. Девушка представила серию монохромных фото, на которых макросъемкой запечатлены срезы фруктов и овощей: банан, помидор, огурец - куда уж банальнее. Но на больших черно-белых листах высветилась завораживающие структура и форма - они и дали название циклу. Получилось стильно.

- Не играйте в искусство, а служите ему! - призывал на открытии экспозиции молодую поросль член Союза, график Владимир Кузин. Этот завет им еще предстоит прочувствовать. А пока - время игр. Может, именно играя, эти юные научатся быть самими собой, обретут свой голос - особый, неподражательный.

Фото: Федосеев Л. Г.
Анастасия Берёза.
Фото: Федосеев Л. Г.
Фото: Федосеев Л. Г.
Анастасия Берёза. «Весна в гаражном кооперативе № 112».
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.03.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня