30.05.2012 / Культура

Увлеченные Севером

Фото: Кабыш Зоя

Устроитель выставки - издательский дом «ГАМАС» из Санкт-Петербурга. Экспонирует он, собственно говоря, иллюстрации к книге «Художники - участники экспедиций на Крайний Север», авторы которой директор Музея-архива истории изучения и освоения Европейского Севера КНЦ РАН Евгения Пация и старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем КНЦ РАН Ольга Шабалина. Книга издана в серии «Культурное наследие регионов России». Музей-архив, где хранятся оригиналы картин, зарисовок и документов, и стал первой площадкой в выставочном турне.

Нас приглашают увидеть Север глазами Редера (имя его осталось неизвестным) - горного чиновника и художника, сопровождавшего Карла Бэра во время путешествия на Новую Землю (1837 год), Николая Пинегина, участника экспедиции Георгия Седова на Северный полюс в 1912-1914 годах и других полярных походах, уже советского времени. Представлены и работы знаменитого мастера акварели Альберта Бенуа, сопровождавшего Павла Виттенбурга в Кольский залив Русской Лапландии в 1920 году, а также многочисленные жанровые зарисовки из походного альбома этнографа Владимира Чарнолуского, изучавшего быт лопарей в 30-е годы прошлого столетия, а также нашего современника - ученого-геолога Игоря Белькова.

Рисунки Редера, как говорят специалисты, представляют собой ценный материал в ряду весьма скудных данных об экспедиции Бэра. Они до сих пор не лишены значения с точки зрения естественно-научного знания - до того точно воспроизводят природу арктического архипелага. По отзывам компетентных лиц, нельзя отказать им и в художественной ценности.

В коллекции музея весьма обширно представлены новоземельские литографии Редера, в том числе четыре - в авторской раскраске. Само собой, все это богатство имеется в книге и на выставке репродукций к ней.

- Особенно интересна работа «Деревня Пялица в Русской Лапландии», - комментирует старший научный сотрудник Центра гуманитарных проблем, в структуру которого входит и музей-архив, Ольга Шабалина. - По мнению специалиста по литографии Корнилова, работа должна была бы занять место в Русском музее. Исследователь творчества Редера Соловьев так описывает это произведение: «Суда стали на якорь у деревни Пялицы, расположенной в юго-восточной части Кольского полуострова, изображенной Редером на исключительном по передаче настроения листе. Раскраска его обращает внимание удивительной мягкостью. Архитектурный пейзаж, кресты, погосты, обрывистый берег и пр. прекрасно дают понятие об этом уголке». К сожалению, именно этот лист представлен в собрании нашего музея без авторской раскраски, но это не умаляет его привлекательности.

А холсты Пинегина чего стоят! Художник полюбил Крайний Север в детстве благодаря книгам. Первое знакомство со «страной чудес» (так он называл Север) состоялось в 1908 году. «...Туда, в свободную полночную страну», - писал потом Николай Пинегин в «Записках полярника», изданных в первой половине прошлого века. Любовь к Северу была неизбывной всю его жизнь, хотя волей судьбы пришлось в годы Гражданской войны быть художником-историографом при штабе Черноморского флота. «Полярная коллекция», составленная из работ времен «седовской» экспедиции, - одна из лучших в творчестве Николая Васильевича.

- Люди, хорошо знающие и любящие Север, неизменно отмечали особую типичность пинегинских пейзажных мотивов, что свидетельствует о его большой наблюдательности, незаурядной способности к обобщению, - отмечают искусствоведы.

Кстати, Пинегину принадлежит и первый фильм об Арктике, снятый им тогда же, с Седовым... А последним делом его жизни, увы, неоконченным, стал роман «Георгий Седов», в котором он хотел раскрыть образ друга, героического полярного исследователя.

- И сам Пинегин был выдающейся личностью, - отмечают сотрудники музея-архива. - Профессионально занимаясь в начале XX века путешествиями в самую загадочную и в то время мало изученную область Земли, Николаю Васильевичу удалось состояться и как экспедиционному художнику, и как писателю, и как исследователю. Все в его творчестве проникнуто удивительной целеустремленностью: познать Арктику и сделать ее понятной и доступной каждому.

Да, эта экспозиция дарит встречу с вдохновением и вдохновенными личностями. Альберт Бенуа создал на Севере насколько лучших своих акварелей. Кстати, тогда ему было уже 68, однако взгляд художника на «полуночные земли» свеж и молод. Если будете на выставке, обратите внимание на акварель «Летний вечер на Мурманском побережье» - здесь изображены закат над спокойной гладью Кольского залива и первый мурманский причал... Бенуа написал в этой экспедиции свыше семидесяти акварелей, сделал бесчисленное количество рисунков. Точно их число определить невозможно: многие художник тут же раздаривал.

Большой интерес для любого посетителя выставки или читателя книги представляют и рисунки Владимира Чарнолуского.

- Сложно представить более яркий и полноценный «срез» экспедиционной субкультуры 1920-х годов в ее этнографическом варианте, - комментируют Ольга Шабалина и Евгения Пация.

В рисунках Чарнолуского изображение совмещено со словесным толкованием, этакие комиксы. А в книге, заметим, его подписи еще и комментируются составителями сборника, что делает чтение познавательным и увлекательным вдвойне.

Нельзя не сказать и о работах Игоря Белькова. Этот ученый долгое время работал в Геологическом институте Кольского филиала Академии наук, возглавлял институт с 1961 по 1985 год, почти каждый год отправлялся в длительные научные экспедиции. И был замечательным художником, оставившим большое собрание прекрасных северных пейзажей, украшающих музеи КНЦ РАН, Мурманской области, частные коллекции в России и за рубежом. По духу и крови он принадлежал к той же когорте рыцарей Арктики, что и первые полярники.

Есть о чем подумать, рассматривая экспонаты выставки или перелистывая страницы книги-альбома.

- Бедность государства и народов не зависит по большому счету от материальных ресурсов, - сказал на открытии экспозиции директор Центра гуманитарных проблем Валентин Петров. - Тут важны другие параметры. Неблагоприятное значение имеют дефицит образования, дисциплины и организованности. Вместо образования я употребил бы более широкое понятие - культура. Поэтому столь важно то, чем мы занимаемся, и чему свидетельство - эта книга и эта выставка, - сохранением культурного наследия.

Пусть миновали времена экспедиционных художников. Увлеченные Севером люди остались.

Зоя КАБЫШ, Апатиты.

Опубликовано: Мурманский вестник от 30.05.2012

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня