29.06.2012 / Культура

Рукописи не горят, а газеты не умирают

Фото: Ещенко С. П.
Директор Мурманского филиала ФГУП «Почта России» Владимир Гноевский.

Хотя до столетнего юбилея Мурманска еще четыре года, тема необычной выставки, о которой объявило управление «Почты России» по Мурманской области, с ним перекликается. Ведь именно из старых газет и журналов, которые бережно хранятся у многих северян, можно узнать все подробности жизни Заполярья и страны в целом за долгие годы. Газета - этот тонкий, с виду не очень прочный листок - на диво живуча. Ну, может, только бумага пожелтеет от многих десятилетий, но зато сколько он в себе хранит, какие воспоминания пробуждает. В газете, как джинн в бутылке, заключен неугомонный дух, живой пульс, правда времени, она доносит до нас горячие слова реальных людей, непростые обстоятельства их жизни, их победы и поражения.

Хотя до сих пор находятся люди, которые с непостижимой гордостью кичатся: «А я газет не читаю!» Много ли таких сегодня? С этого вопроса начался наш разговор с директором Мурманского филиала ФГУП «Почта России» Владимиром ГНОЕВСКИМ.

- Владимир Николаевич, один известный российский политик сказал, что людей, которые принципиально не читают газет, можно сравнить разве что со странником, который заблудился в пустыне с посохом вместо компаса. Вы с этим согласны?

- Конечно. Я лично свой день всегда начинаю со свежей прессы. Это - долголетняя привычка, изменять которой не собираюсь.

- Как будет проходить подготовка к столь необычной выставке?

- Управление федеральной почтовой связи Мурманской области, которое выступило с инициативой провести выставку «Пресса 100-летия», решило собрать самые старые издания, которые хранятся в семьях северян. Мы даже надеемся - а вдруг удастся обнаружить газету, журнал или брошюру столетней давности?! Напомню, конкурс охватывает издания, выпущенные в период с 1900 по 2000 годы. С 1 июня по 31 августа мы будем принимать от населения эти раритеты, а затем взыскательное жюри, в которое войдут почтовики и издатели, отберет самое ценное, интересное для экспозиции. Мы планируем сделать выставку передвижной, чтобы ее увидели как в столице Заполярья, так и в области. В Мурманске это может быть холл Детского театрального центра или какой-то из музеев либо наше центральное почтовое отделение № 38, которое после проведенной реконструкции вполне подходит для проведения мероприятий. Думаю, жителям Заполярья будет интересно, какие темы были актуальными, что освещалось в СМИ, что особенно волновало людей 20, 40, 50, 80, а то и 100 лет назад. Кто были тогда «героями нашего времени», как выглядели люди, города и газеты - ведь все это чрезвычайно любопытно.

- Не боитесь утонуть в море изданий, которые принесут люди?

- Хотелось бы утонуть. Сразу скажу: отбирать для выставки комиссия будет самое оригинальное, то что будоражит взгляд и воображение. Но самое главное для нас - это привлечь внимание людей к прессе. И в первую очередь - молодежь. Конечно, мы уже не самая читающая страна в мире, как это было когда-то, но отчаиваться рано - Россия еще читает. Да, тиражи массовых изданий падают. Однако сегодня 80 процентов подписчиков по стране - это физические лица, люди. И всего лишь 20 процентов - юридические.

- Но не секрет, что звездный час журналистики, когда люди выстраивались к киоскам в очередь, прошел, и не вчера. А ведь я помню времена в 70-е, 80-е годы, когда после газетной статьи человеку могли дать статью уголовную, а могли и, напротив, освободить из мест заключения. После выступления газеты человеку могли выделить квартиру, или всем миром скинуться для него на дорогостоящее лечение. А для сирот из детдома, о которых рассказали СМИ, тут же находились усыновители во всех краях России. И рубрики «Меры приняты», убийственные для разного рода бюрократов и чинуш, были в газетах традиционными. А популярность! Может, ваша выставка поможет вернуть интерес к газете?

- Мы так надеемся. Кстати, народ не так уж сильно охладел к подписке, об этом говорит анализ, по крайней мере, трех последних лет. Да, повторюсь - особого роста подписки не наблюдается, но и падения в разы тоже нет. Но стоять на месте, просто констатировать ситуацию нельзя. К примеру, во Франции работает интересная социальная программа: до совершеннолетия молодой человек может бесплатно подписаться на любое издание. Акция называется «Газета, которую мне подарили» и охватывает сотни тысяч молодых людей. Есть аналогичные программы и в Германии, там бесплатно подписывают ребят от 12 до 18 лет. Государство компенсирует эти затраты издателям. У нас, к сожалению, ничего подобного не предусмотрено, на уровне государства таких программ не существует. А у школ, колледжей, техникумов нет денег на подписку. Вузы же, как правило, выписывают лишь специальную литературу, необходимую для учебы. А вот когда я в молодые годы работал на судоверфи, у нас в цеху был красный уголок и там всегда лежали две-три свежие газетные подшивки.

- А я тогда работала в Архангельске в «Правде Севера». И собираясь переехать в Мурманск, изо дня в день знакомилась с мурманскими газетами, которые редакция выписывала. А как еще можно было тогда, в пору отсутствия Интернета, узнать - как там живут люди, уровень цен, погодные условия и тому подобное? Но зато в прошлом году в Ковдоре, будучи в командировке, я хотела посмотреть свежий номер нашей газеты, между прочим, главной в регионе. В городском отделе образования меня встретили квадратные глаза и реплика секретарши: «Ну, может быть, только в приемной главы администрации один экземпляр найдете...» Неужели времена, когда почтальоны изнемогали под тяжестью газет и журналов, а на почтовых ящиках жителей городов и сел не было места от наклеенных логотипов изданий, которые они выписывали десятками, прошли?

- Помню те времена. Но сегодня почтовые ящики переполнены в основном рекламой. Нынче даже не все библиотеки выписывают периодические издания. Много проблем также в деле бесплатной подписки. Редакции порой выделяют нам на нее какое-то количество экземпляров. И мы пытаемся подписать детские дома, ветеранов, инвалидов. Хотя зачастую к нам относятся настороженно, к примеру, спрашивают: а зачем вам домашний адрес? Ответ прост - чтоб газету доставлять! Особый вопрос о доступности газет для наших ветеранов и пенсионеров. Скажем, в сетевых супермаркетах действует социальная карта для продуктов. Так почему бы не продавать по ней и издания по дешевой цене? За последние три года я неоднократно предлагал это городским властям. Но, к сожалению, энтузиазма мое предложение не встретило. Хотя мы готовы сами привозить газеты в магазины, ничего не беря за доставку. Почему не дать возможность ветерану купить газету по себестоимости или со скидкой? Ведь не только колбасой сыт человек, информационный голод тоже бывает. Понятно, что на первом месте у каждого магазина - бизнес, но нельзя же смотреть на все только через призму прибыли.

- Сегодня почта переживает не самые лучшие времена. Но вот посмотрела результаты недавнего конкурса по Северо-Западному федеральному округу России и порадовалась: лучшим начальником городского отделения почтовой связи стала мурманчанка Ирина Нагорных. Не подкачала и область: лучшим начальником сельского отделения почтовой связи названа Елена Дорошева из Видяева. Наверное, это не случайно?

- У нас работают замечательные люди, которыми мы гордимся. Кстати, 4 октября - день рождения Мурманска, а 9-го - Всемирный день почты. Мы рядом. На мой взгляд - это символично.

- Но вернемся к выставке. Уже сегодня и до конца августа люди могут приносить к вам в любое отделение связи старые журналы и газеты. Через месяц, к 1 октября, будут подведены итоги, и к ноябрю экспозиции будут ждать своих посетителей. А чем порадуете тех, кто принесет на стенды выставки самые лучшие экспонаты?

- Их ждут призы! Но какие - пока секрет, должна же сохраняться интрига... Кстати, в качестве призов будет также бесплатная подписка на газеты и журналы. Уже сегодня на наше предложение о представлении на призовой фонд подписку на свои издания откликнулись шесть издательств и не только из Мурманска. Это «Лига» (Белгород), «Пресс-курьер» (Санкт-Петербург), «Северная неделя»(Северодвинск) ну и, конечно, наши - «Мурманский вестник», «Аргументы и факты», «Вечерний Мурманск». Кстати, в период работы нашей выставки мы будем одновременно проводить подписку на первое полугодие 2013 года.

- А каковы результаты подписки на второе полугодие 2012-го?

- Подписная кампания почти закончена. Мы провели конкурс на лучшего подписчика, уже определены победители. География проживания самых активных подписчиков обширная - Ловозеро, Кандалакша, Заозерск, Заполярный, Ковдор, Апатиты. Есть у нас и свои чемпионы. Одна из апатитчанок выписала на дом 42 издания на 8 тысяч рублей! Конечно, такие люди вызывают подлинное уважение.

Итак, что же такое газета, для тех, кто на нее сегодня подписывается? Она и поводырь в огромном мире событий и проблем. И друг, и помощник, и консультант, и педагог. А еще - хотят этого или нет - газета властвует над умами. И хоть в ходу сегодня язвительная шутка: «Интернет никогда не заменит газету, потому что в него нельзя завернуть селедку», но, думается, и вправду - не заменит. Потому что виртуальную сеть нельзя взять в руки, раскрыть, шурша страницами, пробежать глазами по заголовкам, ища в нетерпении самое интересное. А потом сесть читать и наслаждаться метким словом журналиста, новой темой, удивительной судьбой героев или острой дискуссией. Газеты очень нужны тем из нас, кто еще не разучился думать. По счастью, таковых, оказывается, сегодня не так уж мало.

Фото: Ещенко С. П.
Директор Мурманского филиала ФГУП «Почта России» Владимир Гноевский.
Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.06.2012

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
В ожидании летнего Деда Мороза
Гороскоп на сегодня