18.08.2012 / Культура

«Варангер-фестиваль» ставит эксперименты

Шеф фестиваля Чель Магне Столсетт. Фото Ирины ТАЦИЕНКО.

Почему в Норвегии любят джаз? Не знаю точно, причин, уверена, много. Одного Яна Гарбарека стоит вспомнить, норвежского саксофониста с мировым именем и с польскими корнями - он поднял джазовую музыку на новую высоту и остался непревзойденным ее эталоном. Его фигура дала мощный толчок к развитию здесь этого искусства.

Но кроме объективных обстоятельств есть и субъективные ощущения. Джаз как-то удивительно органично вписывается в норвежский стиль жизни. Они, если можно так выразиться, идут друг другу: Норвегия и джаз. Достаточно взглянуть под определенным углом на пейзажи этой страны, особенно северной ее части. Зеркальные поверхности фьордов контрастируют с изломанными и резкими линиями скал, а на угрюмых и огромных валунах бесстрашно растут хрупкие и нежные северные цветы. Хрипло кричат чайки, и интимно шуршит волна о прибрежную гальку… Чем не мелодия, причем с ярким джазовым акцентом.

Джаз-фестивали здесь устраивают повсюду, что лишний раз подтверждает внутреннюю тягу норвежцев к хорошей музыке. «Варангер-фестиваль», проходящий ежегодно в Вадсе, один из крупнейших и солиднейших на северном побережье. За его плечами внушительный стаж - тридцать лет жизни, как раз в этом году юбилей и был отмечен. Впрочем, каких-то особых торжеств не наблюдалось. Зато юбилейная программа радовала мировыми звездами и богатейшим спектром музыкальных направлений.

- Фестивальная программа строится на стыке жанров, - объясняет принцип действия «Варангера» его шеф Чель Магне Столсетт. - Это, конечно, джаз, но, кроме того, и все, что ему так или иначе близко - блюз, рок-н-ролл. Не игнорируем популярную музыку, этно. Плюс - обязательно и непременно - эксперименты со всем этим. Именно они помогают находить новое, не повторяться. За минувшие три десятилетия музыка, конечно, основательно поменялась, нынче активно используют электронику. Но мы всегда тяготели именно к живому звуку. Причем за это время и люди распробовали его вкус, подсели на живое исполнение и научились ценить то, что оно дарит: непосредственные эмоции, контакт с артистом, полноту впечатлений.

Свою просветительскую задачу фестиваль, безусловно, решает на отлично. Воспитание музыкального вкуса и формирование широкого взгляда на современное музыкальное пространство - задача не из легких. Вадсё - довольно маленький город, всего шесть тысяч жителей, находится далеко-далеко от столиц. И не думаю, что там все было так хорошо с художественным вкусом и терпимостью к смелым экспериментам тогда, тридцать лет назад. На вопрос, как местное население восприняло идею проведения джаз-фестиваля, Чель отвечает не сразу и весьма сдержанно:

- Без негатива, - и продолжает: - Сначала мы создали здесь джаз-клуб, это было в 1981-м. Не очень многочисленный. Сам я приехал в Вадсё с юга Норвегии, и мои коллеги-музыканты очень скептически отнеслись к нашей инициативе. «Джаз-клуб? - подозрительно хмыкали в Осло, - ну-ну». Мы тем не менее решили не останавливаться на достигнутом и устроить фестиваль джаза. В эту затею тоже мало кто поверил, успех будущего предприятия вызывал много сомнений. Но все получилось.

Кстати, в этом году Чель Магне Столсетт провел свой последний фестиваль. Со следующего года его возглавит Мария Утси - ей 31 год, и она намерена внести некоторые изменения в концертную программу.

А тогда, уже в 83-м, на второй фестиваль, Чель пригласил настоящую мировую звезду - английского трубача Чета Бейкера. И это был безусловный успех, который позволил фестивалю сразу расставить все точки именно там, где требовалось. Определился уровень, планка была установлена высоко и с тех пор не опускалась. Несмотря на то, что легендарный трубач прилетел в Вадсё… без трубы. Будучи человеком не сильно серьезным, он ее потерял где-то в пути, по его собственной версии - в аэропорту Парижа. Разумеется, ему нашли местный инструмент, который звезду вполне устроил и на котором он и сыграл концерт. Теперь труба хранится в джаз-клубе. Наверное, стала неким талисманом, потому что с тех пор «Варангер» шел только вперед и вверх.

Кстати, легендарный Гарбарек тоже был участником нынешнего фестиваля, его концерт стал одним из самых запоминающихся. Но сегодня на «Варангере» за звездный статус отвечали дамы. Да какие! Разные во всем, но равно яркие и значительные: Мари Бойне и Ди Ди Бриджуотер. Саамка и афроамериканка, джаз и йойку. Да уж, тут умеют составлять коктейли…

Мари нам немного знакома, пару раз выступала в Мурманске, и есть некоторая надежда, что когда-нибудь, возможно, хоть еще разок мы ее увидим. Саамское взаимодействие, как говорится, преодолевает границы и расстояния. Насчет Ди Ди Бриджуотер такой уверенности нет, так что слушать ее, пусть и не дома, а на норвежском джаз-фесте, - редкая удача.

- Дети мои, - объявила Ди Ди нам, журналистам, - я выступала в Москве в те годы, когда вас еще и в проекте не было.

Учитывая тот факт, что мы уж давно, к несчастью, не дети, мы страшно озадачились. Потому что несоответствие между цветущим видом и бьющей через край энергией этой дамы и нашими приблизительными подсчетами, которые выдавали ей весьма солидные года, выходило пугающим. На счастье, есть всезнающий «Яндекс» - не спрашивать же, в самом деле, ее напрямую. В общем, Бриджуотер всего 62, и сложно удержаться, чтобы не сказать - а кто даст? Никто не рискнет.

Отец Ди Ди был трубачом в Мемфисе, сама она на сцене с юных лет. Действительно, в 1969-м, в девятнадцать лет - уже гастролировала в Советском Союзе. Это был полугодовой тур по нашей стране! Она некоторое время работала во Франции, где пробовала себя не только как певица, но и как театральная актриса. И даже вела телешоу вместе с Шарлем Азнавуром.

Потом, обретя свой стиль и голос, вернулась в Америку, много выступала, записывала альбомы со знаменитостями - одну песню сделала совместно с Реем Чарльзом, и сольные. В конце восьмидесятых критики уже вовсю величали ее выдающейся джазовой вокалисткой своего поколения, ее альбомы штурмовали вершины джазовых чартов, ей вручали престижные премии, Тони и Грэмми. Их у нее несколько, самую последнюю она получила совсем недавно, в 2010 году.

Бриджуотер активно гастролирует, экспериментирует и выдумывает, в прошлом году сделала новый альбом, она полноправный участник современного музыкального процесса. Не хочется даже сравнивать с нашими «легендами», которые лет двадцать последних если что и делают, то «прощаются с публикой», скорей бы уж. А еще в ее честь назвали специально выведенный сорт чайных роз - крупных, ярких и ароматных. Как она сама!

Что до концерта, то он стал, по мнению тех, кому есть с чем сравнивать, настоящим бродвейским шоу. Тем более что прекрасная площадка городского концертного зала Вадсё в техническом плане позволяет решить практически любые задачи.

Конечно, помня о своих летах, певица перья на голову не надевала и ножками призывно не помахивала. Но артистизма ей не занимать, и свой концерт она превратила в то, что у нас когда-то называлось театром одного актера. Проникновенные монологи, забавные сценки из жизни звезды с участием лимузинов и черной икры, милые семейные байки о маленьком внуке - он, не выговаривая еще букв, называет ее Леди Гагой. Был даже аукцион по продаже саксофона - выступление Ди Ди сопровождал высококлассный норвежский «Норботтен Биг Бэнд».

А ее выходы в зал? Хочется даже назвать их выходками, поскольку закончились они на коленках у одного из смущенных зрителей, которому буквально на ушко - но в микрофон - был нашептан страстный блюз. Обаяние таланта и магия голоса вознаградились овациями зала. Может, теперь Бриджуотер зачастит в Норвегию - ведь этот ее визит был первым.

Чем хорош «Варангер», так это тем, что ни один концерт тут не похож на предыдущий. Если на выступлении Ди Ди зал был забит под завязку, то день спустя - уже под потолок. Дело в том, что стулья тут выставляют под каждое выступление индивидуально, и места, кстати, не пронумерованы - садись на любое. Для следующих гостей пришлось использовать и галерку, и протолкнуться в зале было решительно невозможно. Так здесь встречали любимцев, национальных, можно сказать, героев - группу «VAMP».

Группа живет более десятка лет, и нашла дорогу к сердцу норвежцев тем, что соединила популярную музыку с народной. Причем не только с норвежской, но и с другими направлениями - на концерте звучали и латинские ритмы, и ирландские. Сделано все это с большим вкусом и довольно тонко, без эксплуатации примитивных этноходов. Сцена была завалена инструментами: музыкантам подвластны самые разные, порой экзотические вещи - от гитар, мандолины, трубы и флейты до банджо и шаманского бубна. Причем в зависимости от того музыкального акцента, который требовался исполнителям, они могли заставить и флейту звучать как армянский дудук.

Разнообразная по звучанию и виртуозная по исполнению, эта музыка не могла оставить суровых северян равнодушными. Поэтому пели хором - почти каждую песню. Это трогательно, конечно, - ведь иногда народ даже вставал, видимо, некие патриотические моменты присутствовали (с норвежского, а поют «вампы» исключительно на родном, сложно разобрать). Мне трудно представить себе на современной российской сцене попсовую патриотическую песню, положенную на некий народный мотив. Ну, чтоб без проплаченного пафоса, а искренне, от души - так, что сотни человек проникновенно поют, размахивая зажигалками и включенными мобильниками.

После концерта совместными журналистскими усилиями пытались придумать, кого бы у нас так трепетно слушали - от мала до велика, от офисного служащего до портового докера. Кто-то выдвигал кандидатуру Шевчука и «ДДТ» - может быть, ведь и новые его программы собирают стадионы, да и слова хотя бы пары его песен знает, наверное, каждый в этой стране. Народная зажигательность и море «чуйств» - ну, «Золотое кольцо», что ли? Суперпопулярных Ваенгу со Стасом нашим Михайловым отмели - как их хором-то споешь? И Пугачеву всуе решили не поминать, тем более хотелось бы чего-то посвежее. Так и не сойдясь во мнениях, отправились домой, насвистывая и напевая каждый что горазд…

Еще один неожиданный этнический сюрприз преподнес норвежский «Фермерс Маркет». Неутомимые норвежские джазовые музыканты в поисках свежего звучания и темы для эксперимента обратили внимание на Балканы. Балканы неисчерпаемы, видимо, в своем художественном потенциале для творческих людей - богатейший пласт культуры служит своеобразным источником для новых и новых ищущих. Тем более что судьба свела норвежцев с болгарским саксофонистом Трифоном Трифоновым, который и продвинул поиски на новый, аутентичный уровень. Аккордеонист Стен Карстенсен уверен, что соединение классического джаза и народной балканской музыки вдохновляет и является своего рода невозделанным полем, на котором они уже понасажали много чего красивого и любопытного.

- Меня по-хорошему радует готовность местной публики воспринимать экспериментальные проекты, - поделился своим мнением мурманский музыкант Сергей Филиппов. - Никто не уходит, залы полны. А ведь продукт не самый простой для восприятия. Но люди к этому подготовлены, и этим фестивалем не в последнюю очередь. Они могут не быть поклонниками таких экспериментов, но они готовы их оценивать адекватно. У нас были бы полупустые залы - я говорю так, потому что все это проверил на собственном опыте. Поскольку занимаюсь организацией музыкальных фестивалей - в частности, нашего «Арктик-джаза» и других. Хорошо понял, что к нам надо везти мейнстрим и только его. Ну и классику, конечно. Бутман в России на концертах может бесконечно играть джазовые стандарты - и публика довольна, и залы переполнены. А заиграй он что-то неоднозначное… Поэтому и не играет или экспериментирует в международных проектах.

Проблема, что и говорить, существует. Зато бесспорно то, что в классических направлениях мы дадим фору многим. Это год за годом доказывает еще один участник «Варангера» - мурманский камерный хор под руководством Валерия Иванова. Одиннадцать лет хор участвует в традиционном церковном концерте, и все эти годы им заслуженно восторгаются.

- Для меня именно концерт в кирхе - самый кульминационный момент фестиваля, - считает Ханс Стапнес, продюсер фестиваля. - Там мы все вместе, нас объединяет музыка - прекрасная духовная музыка. Это сильные ощущения.

Неутомимый Нильс Петерсен, большой друг нашего хора, на протяжении многих лет помогает организовывать эти поездки. За это время и в Мурманске, в гостях у своих российских друзей побывал не раз, и к себе в гости, в дом в Вадсё, приглашал хористов в полном составе.

- Мы ему очень благодарны, - улыбается Валерий Иванов. - Приятно, когда нас ценят. В этот раз снова пели вместе с церковным хором Вадсё, а также с солисткой Трейси Мейн и джаз-бэндом «Магнолия». Последнему сорок лет - представляете, мы, то есть хор, с ними ровесники, нам тоже в этом году стукнуло сорок. Программа традиционная - духовная музыка, спиричуэлс, госпел. Трейси сама афроамериканка, хоть и давно живет в Норвегии, так что ей эта музыка близка, это ее родное, корни.

Выступлению предшествовали напряженные репетиции - каждый день по нескольку часов. Взаимопонимание, несмотря на разные языки общения, достигалось легко - музыка действительно объединяет. По отзывам наших хористов, нынешняя программа не была особо сложной. Впрочем, нашим ребятам с их высокой классической подготовкой по плечу любая задача. Солистка Татьяна Малахова спела так здорово, что Трейси Мейн сделал ей какой-то неопределенный знак - то ли воздушный поцелуй послала, то ли показала - рот на замок, а то меня перепоешь.

- А вы заметили, что мы один раз с вступлением запоздали? Нет? Ну слава Богу! - Валентина Трубавина - одна из ветеранов хора, бессменный участник всех фестивалей в Вадсё. Она руководит вокальным ансамблем «Ретро» - поет всю жизнь. - А то нам Валерий Михайлович сказал - смотрите на меня внимательно, как у меня волосы на голове зашевелятся - так это значит, что пора вступать. Я без ложной скромности скажу, что основная хоровая нагрузка на концерте ложится именно на нас. У них ведь хор самодеятельный, не имеет такой школы, как наш - они и сами это признают. Но главное, конечно, что именно общими усилиями в целом получается каждый раз замечательный концерт.

Приятно и то, что многие из проектов фестиваля имеют свое продолжение и в Мурманске. И хор к нам приезжал, и многие джазовые коллективы выступали на мурманских площадках. Обратная связь существует, а это всегда позволяет надеяться на дальнейшее движение и развитие. «Варангеру» ведь тоже годы потребовались, чтобы стать тем безусловным музыкальным событием, каким он сейчас является. Может, и у нас когда-нибудь что-то подобное появится - такой же интересный, современный, экспериментальный, объединяющий самых разных людей музыкальный праздник.

Фото:
Звезда мирового джаза Ди Ди Бриджуотер. Фото Ирины ТАЦИЕНКО.
Фото:
«Вампы» на сцене били в бубен... Фото Ирины ТАЦИЕНКО.
Фото:
Музыканты пошли в народ - парад в честь открытия «Варангера». Фото Ирины ТАЦИЕНКО.
Фото:
Фото Ирины ТАЦИЕНКО.
Юлия МАКШЕЕВА. Вадсё - Мурманск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.08.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня