23.10.2012 / Культура

Наш город в портретах

Накануне дня рождения Кировска открылась необычная экспозиция

Художники за работой. Мастер-класс на вернисаже.

С тем, что у каждого города свой характер, не поспоришь. А характер виден в портрете. Только из чего же он складывается, этот портрет? Да как и всякий: из отдельных черт и общего выражения лица, из колорита и настроения... В канун 81-го дня рождения Кировска (эта дата отмечается в конце октября) у местных жителей и приезжих есть возможность лучше вглядеться в его черты, почувствовать его настроение.

Городской историко-краеведческий музей устроил выставку «Магия портрета». Экспозиция включает произведения как из музейных фондов, так и из коллекций художников-кировчан - наших современников, немало работ непрофессиональных авторов - учеников Александры Мезенцевой из студии для взрослых «Акварель». Предстают перед нами лица тех, кто этот город начинал, кто поднимал его после войны, смотрят с полотен и те, кто сегодня живет по соседству. Особое внимание привлекает портрет «Хибинцы 30-х годов».

На фоне темных гор - группа людей родом оттуда, из «Кировска изначального», то есть Хибиногорска. Возможно, с профессиональной точки зрения, этот портрет не представляет сугубой ценности, хотя написан профессиональной художницей, однако, безусловно, он интересен.

- Лично у меня эта работа вызывает некоторую оторопь и чувство тревоги, - сказала одна из участниц выставки, Ирина Ситдикова, когда я попросила ее поделиться своим мнением. - Обратите внимание, какой мрачный фон выбран для портрета. Я люблю Хибины, думаю, любила этот город и автор полотна, но однако же - вот эти темные горы, хотя не всегда пейзаж таков. По-моему, здесь невольно звучит мысль о прошлом Кировска, который для многих был местом принудительного переселения. Вам так не кажется?

Трудно сказать. Художественный образ всегда дает простор для интерпретаций. Возможно, художница закладывала другой смысл: противопоставить действительно суровую природу, которую советский человек уверенной рукой покорял, и самого этого покорителя. Лица людей, несмотря на темный фон, как раз освещены - то ли солнцем, то ли светлой идеей (говорю без тени сарказма). Это реальные исторические персонажи.

Тех, кто в центре, узнает каждый - вот Александр Евгеньевич Ферсман, рядом с ним - Сергей Миронович Киров. Первый управляющий трестом «Апатит» Василий Иванович Кондриков. Вот Иоганн Гансович Эйхфельд держит в руках колосок как символ своей деятельности (благодаря ему появилось в Хибинах земледелие, он же стал основателем Полярной станции Всесоюзного института растениеводства). Можно здесь увидеть редактора газеты «Хибиногорский рабочий» Анатолия Ефремовича Горелова в круглых очках. В белой шапочке, в белой рубашке - известный геолог из самых первых разведпартий Гудков. А это геолог Григорий Степанович Пронченко, одним из первых начавший борьбу с лавинами и под лавиной же погибший в декабре 35-го... Валентин Юльевич Брандт и Тигран Багдасарович Прудов - известные специалисты треста «Апатит» тех лет. На переднем плане Антонина Михайловна Оранжереева, научный сотрудник, приехавшая вместе с Ферсманом и работавшая на «Тиетте». Первый директор ботанического сада Николай Александрович Аврорин. Вот с турнепсом в руках - рабочий совхоза «Индустрия» Синцов.

Почти всех этих людей автор знала лично, в те самые тридцатые, однако портрет появился позже, в 79-м, когда она приехала в Хибины уже как именитая ленинградская художница. Изображала их не столько по памяти, сколько по фотографиям. И снабдила многих каким-то вещественным символом, по роду деятельности. Не знаю, как вам, а мне все это напоминает даже иконографические приемы. Да и то сказать - люди, изображенные на картине, действительно почти канонизированы историей.

А для Марии Тиме-Блок, автора портрета, они были современниками, они вместе созидали этот город. Мария родилась и жила в Питере, дворянка. Ее отец был двоюродным братом Александра Блока. Она мечтала заниматься архитектурой и строительством, училась у Бенуа. Правда, поступить в архитектурный институт девушке не удалось - происхождение помешало. Зато ей предложили реализовать свою мечту по-другому - поехать на «стройку века» в Хибины.

И вот сразу после окончания школы, в 1930 году, она сюда и приехала. Поступила учиться в горно-химический техникум, успела поработать проектировщицей и принять участие в строительстве кинотеатра «Большевик». Впрочем, уже в 1934 году вернулась в родной город, где поступила в Горный институт. Однако вскоре вуз оставила: вышла замуж за Александра Тиме и уехала с ним в южную Азию, где он стал руководить рудником.

Многое выпало на долю Марии Тиме-Блок. Был в ее судьбе блокадный Ленинград. Было знакомство с великими Ахматовой и Павловой. Писала она портреты Рудольфа Нуриева (в 49-м году получила художественное образование и с тех пор профессионально занялась живописью). Много путешествовала. В 70-х годах с группой ленинградских художников побывала в Хибинах, здесь у нее состоялась персональная выставка, в том самом кинотеатре «Большевик», в строительстве которого она приняла когда-то участие. Побывала потом в историко-краеведческом музее и под влиянием впечатления от встречи с прошлым создала этот групповой портрет - по музейным фотографиям. И подарила музею.

Свыше тридцати лет прошло с тех пор. Не так много. Однако мы-то знаем - целая эпоха миновала. Из-за витринного стекла, словно с другой планеты, глядят на нас эти люди, освоившие Хибины и построившие город. Он изменился, конечно: появились новые микрорайоны, первой обогатительной фабрики уже нет - остатки ее на берегу озера сейчас как раз сносят, в здании бывшего управления треста «Апатит» теперь разместилась городская администрация, в кинотеатре «Большевик» более десяти лет действует вещевой рынок. На месте баня (закрыта, правда, но есть надежда, что временно), «кривая» столовая - гостиница-красавица «Северная»...

Да и вообще - красив наш город. И красивы люди, которые тут живут. Посмотрите на портреты кировчан, что соседствуют с «Хибинцами» на выставке: библиотекари, художники, рабочие. Мэр Кировска даже есть, из 90-х годов, - Александр Терещенко, его изобразил художник Эрлинг Йоханн из шведского города-побратима Елливаре (эта работа также хранится в фондах музея). И Веничка Ерофеев тут, и Николай Рубцов в годы учебы в Кировске (оба портрета - кисти Валентины Петровой). Разные лица, разные настроения. А история - общая, с Хибиногорском связанная.

Фото:
М. Тиме-Блок. «Хибинцы 30-х годов».
Зоя КАБЫШ, Кировск

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.10.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня