01.12.2012 / Культура

Телеменю от Петра Болычева

«Легенда о Тиле», понедельник - четверг, «Россия К», 11.15 и 23.50.

Ругать Европу нынче признак хорошего тона. Это модно: быть антиевропейцем - быть в тренде. Старушку поливают и справа, и слева: за расплодившую бездельничающих нахлебников евробюрократию, за колониальное прошлое, за заплывшие жиром бюргерские мозги, за доходящие до абсурда, до потери собственного лица, политкорректность и толерантность. Меж тем лицо у Европы есть, и я даже знаю, где оно находится.

…Был май, два часа ночи, я лежал на скамейке у Дома короля и смотрел на умытую дождем брусчатку мостовой, на умело подсвеченный 96-метровый шпиль готической ратуши XV века, вычурной ракетой воткнутый в черное небо.

Слегка неправильной формы четырехугольник-«озеро» 110 на 68 метров, втекающие в него семь «речушек»-улочек, четыре десятка домов - главная площадь Брюсселя Гран-пляс, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

У здешних домов нет номеров, но есть имена - и какие! Волчица, Лиса, Тележка, Король Испании, Осел, Святая Барбара, Оловянный котелок, Павлин, Лисенок, У Брабантского герба, Золотая шлюпка, Эрмитаж, Табор, Ангел, Ветряная мельница, Иосиф и Анна, Мешок, Дуб, Золотое дерево, Роза.

В августе 1695 года в результате бомбардировки, предпринятой французской армией, весь центр Брюсселя был разрушен - бытует городская легенда, что случилось это по приказу Людовика XIV, ревновавшего к красоте Гран-пляс. Уцелели лишь ратуша (парадокс - именно ее шпиль был ориентиром для пушкарей) и часть Дома короля. Но брюссельские гильдии - мясники, булочники, кожевники, пивовары - отстроили площадь за четыре года краше прежнего. С тех пор и радует глаз причудливый коктейль из готики, барокко и стиля Луи XIV.

Банально, но здесь действительно каждый камень дышит историей. Вот слева от ратуши - двухэтажная узенькая «Звезда», там, в арке «Спящий рыцарь», мемориальное надгробие Эверарда т,Серкласа, подло убитого из засады 31 марта 1388 года «за защиту прав города». Горельеф, изображающий умирающего, до блеска отполирован миллионами рук: есть поверье - прикоснешься и будет тебе счастье.

Еще левее - «Лебедь». Отсюда по Европе вышел на прогулку призрак коммунизма - тут три года снимал жилье Карл Маркс, здесь он и написал «Манифест Коммунистической партии». В этом же доме внизу шикарный ресторан, где, говорят, Карл любил обедать на деньги друга Фридриха, напитывая себя пролетарской ненавистью.

Здесь, на Гран-пляс, в 1568 году по приказу герцога Альбы казнили графов Эгмонта и Горна, что привело к Нидерландской революции, Восьмидесятилетней войне и независимости Голландии. Здесь… Да много чего еще здесь было.

Два года назад Гран-пляс получила неофициальный титул самой красивой площади Европы (нашей Красной площади досталось почетное, но второе место). А полюбоваться лицом Европы можно во вторник - в 12.35 и 2.40 на «России К» документалка «Большая площадь Брюсселя. Прекраснейший в мире театр».

Понедельник

Не всегда «сапоги должен тачать сапожник». В XX веке деланием революций занимались профессионалы. А результат? Где СССР? Где Саддам Хусейн? Нидерландскую революцию «тачали» сапожники и пирожники. Итог - Голландия цветет тюльпанами и пахнет кофе-шопами. «Легенду о Тиле» режиссеров Алова и Наумова, конечно, нельзя считать лентой историко-революционного жанра. Это драма. Драма о маленьких людях, совершающих большие поступки, о власти и о тех, кто присвоил себе право говорить от имени Бога, о мужестве, любви, дружбе, трусости и предательстве. В общем, о жизни.

«Легенда о Тиле» - полотно масштабное, две полновесные серии - «Пепел Клааса» и «Да здравствуют нищие!» - на «России К» для удобства зрителей поделили пополам. Набирайтесь терпения на четыре сеанса. А посмотреть есть на что и на кого: помимо исполнявших главные роли Лембита Ульфсака и Евгения Леонова это и Иннокентий Смоктуновский, Михаил Ульянов, Анатолий Солоницын, Евгений Евстигнеев. А среди персонажей - графы Эгмонт и Горн, герцог Альба. Те самые, с Гран-пляс. 11.15 и 23.50.

Вторник

Никогда не задумывались, почему в русских литературе и кино практически совсем отсутствует как жанр антивоенная сатира? То есть война как эпических масштабов трагедия и всепоглощающая к ней ненависть есть, а сатиры нет. Может, потому, что большинство войн Россия вела вынужденно и на своей территории, огромной кровью? Тут не до памфлетов. А вот американцы на протяжении почти всей своей истории воюют за морем, технологично и с комфортом импортируя идеалы демократии. Не по нужде, а из идеалистических (или экономических?) соображений. И потому есть у них и «Уловка-22» Джозефа Хеллера и «Военно-полевой госпиталь» Роберта Олтмана.

Олтман, кстати, войну хлебнул полной ложкой: в 18 лет добровольцем вступил в ВВС, сделал на бомбардировщике Б-24 «Либерейтор» больше 50 боевых вылетов на тихоокеанском ТВД. И возненавидел войну. Поэтому-то таким едким и беспощадным вышел его «Госпиталь». Вышел в разгар Вьетнамской войны и был принят публикой и критиками на ура - каннская «Золотая пальмовая ветвь», 5 номинаций на «Оскар» и 6 - на «Золотой глобус». Герои, хирурги-циники, оперируют по 12 часов в день, потом пьют, играют в гольф или в футбол, волочатся за медсестрами - в общем, стараются делать вид, что войны нет. Может, это единственный способ не сойти на войне с ума? «Первый», 1.35.

Среда

Может ли балетмейстер быть героем? Может. Аркадий Обрант служил балетмейстером в Ленинградском Дворце пионеров. С началом войны ушел в ополчение. А в первую блокадную зиму спас 18 мальчишек и девчонок - посадил их на армейские пайки в агитвзвод 55-й армии. 3000 концертов на фронте и в городе, который тоже был фронтом. И самый главный - 9 мая 1945 года на Дворцовой. Историю эту рассказал писатель Юрий Яковлев в повести «Балерина политотдела», а режиссер Наум Бирман снял фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Обранта сыграл Олег Даль. «Петербург», 2.50.

Там же в 23.10 «Безотцовщина» - мелодрама о маме, отце и их сыне.

Бургомистр в «Мюнхгаузене» считал, что в ежедневном хождении на работу, несомненно, есть что-то героическое. По мнению американки Кэтрин Дикманн, работать мамой - настоящий подвиг. Что она и доказывает то ли комедией, то ли драмой «Материнство». Главроль героически исполнила троекратная мама Ума Турман. ТНТ, 1.00.

«В Москве, проездом…» - романтическая комедия из четырех новелл о том, что все мечты сбываются, если ты живешь в СССР. Первые роли в кино Игоря Костолевского и Натальи Гундаревой. «Звезда», 1.20.

Четверг

«Комедия, которая не позволяет принципам стать на пути прогресса» - такой замысловатый слоган придумали пиарщики для англо-американской ленты «Субмарина». Она не о подводниках, ее герой школьник, перед которым стоят две цели: лишиться девственности до 16 лет и не дать развестись родителям. Нет, это не очередная тупая жвачка в духе «Американского пирога», а тонкий и лирический фильм. Комедия? Ну, может, разве только для британцев. Они такие эксцентричные… «Первый», 1.30.

«Губы напрокат» - это не драма о жертвах пластических хирургов, а комедия о начинающем кинематографисте, которому доверили снять… порнофильм. В титрах сразу два Роберта Дауни - старший и младший. Первый - режиссер, второй - актер. Дедукция подсказывает: это отец и сын. «Элементарно, Ватсон!». «Рен-ТВ», 1.00.

Пятница

Что общего у «Пиратов ХХ века» и «Истории любви»? И тот, и другой фильм критики встретили, оттопырив нижнюю губу, а зрители - абсолютным восторгом. «Пираты» - самый кассовый советский фильм, залихватский боевик о победительных советских моряках-красавцах. А «История…» Он - сын миллионера, она - дочь итальянца-иммигранта. И любовь, что побеждает все. Все, кроме смерти. Слеза течет сама собой. А тут еще музыка Франсиса Лэя… «Звезда», 22.30 и «Домашний», 23.30.

Суббота

Так и хочется позлословить, мол, режиссер «Поллока» Эд Харрис, использовав служебное положение, захапал себе главную роль. Хочется, но нельзя: харизматичный Харрис великолепно сыграл отца американского авангарда в живописи Джексона Поллока. И по праву был номинирован на «Оскар». Фильм вышел очень тяжелый, трагический: о саморазрушении творца. «Россия К», 22.40.

И уже классическая советская мелодрама по сценарию Эдварда Радзинского «Еще раз про любовь». «Звезда», 11.05.

Воскресенье

На 16 мая 2013 года назначена российская премьера уже снятого Базом Лурманом «Великого Гэтсби» с Лео Ди Каприо в главроли. А мы пока можем посмотреть другого «Гэтсби» - с Робертом Редфордом. Что, согласитесь, тоже неплохо. «Домашний», 2.00.

Фото:
«Военно-полевой госпиталь», вторник, «Первый», 1.35.
Фото:
«Мэри Поппинс, до свидания!», суббота - воскресенье, «Карусель», 18.10.
Фото:
«Великий Гэтсби», воскресенье, «Домашний», 2.00.
Петр БОЛЫЧЕВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.12.2012

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня