15.01.2013 / Культура

За кобальтом - бордо и сливки

Питерская художница делит жизнь на цветные этапы

Фото: Сергей Ещенко
Лариса Дергачева.

- Раньше бязь была коловатая - жесткая, и работать с ней трудно. А теперь, при нынешних-то технологиях, одно удовольствие - материал послушный, удобный, твори - не хочу!

Художница Лариса Дергачева - дама корпулентная и яркая, и говорит она эмоционально и образно. Если бы не она, то я, возможно, так и не услышала бы этого забавного словца - «коловатая», то есть колом стоящая. У каждой профессии свой жаргон, и это как раз пример такого портняжного сленга. Ведь по профессии Лариса именно швея, мастер верхней мужской одежды. А по призванию - настоящий живописец, только вместо красок и кистей у нее - разноцветные лоскуты и нитки с иголками.

В мурманском художественном музее сейчас работает выставка Дергачевой «Ситцевые мосты». Автор родом из Петербурга, и одно из центральных полотен новой экспозиции называется «Петербургские мосты». К слову, Лариса шьет именно картины - не одеяла и наволочки, не прочие декоративно-прикладные вещи, а такие тканевые полотна, некие интерьерные объекты. Некоторым из ее зрителей они порой напоминают настоящие живописные полотна. Поклонники даже искали и находили в ее работах ассоциации с творчеством Филонова и Малевича. Так вот, ее «Петербургские мосты» сразу сражают зрителя ударной цветовой волной - в них солирует синий цвет. И какой это синий - глубокий кобальт, бездонный и бесконечный, на котором горят золотые и охристые капли.

- Это у меня был синий период творчества, - смеется Лариса. - Знаете, у меня все серьезно - был синий период, был зеленый и бордовый, сиреневый как-то раз случился. Год-полтора работаю исключительно с одним фаворитом. Потом отключаюсь, отдыхаю, перехожу на что-то новое. Синий - цвет сложный, не каждому он по душе и не всякий его благосклонно воспримет. Я к нему тоже долгое время была холодна, никаких особых творческих трепетаний он у меня не вызывал. Все потому, что нужного оттенка не встречала. А саму работу придумала давно, много лет у меня в голове она существовала. И когда мне наконец подвернулся именно «мой» синий цвет, дело оставалось за малым - просто сесть и сшить все воедино.

Художница все шьет «из головы» - никакого компьютерного подбора, никаких предварительных раскладок. Только идея и лоскутки. Их в крохотном питерском жилище Дергачевой целые горы и россыпи, с миру по нитке собранных. Ситец, шелк, сатин, лен, атлас - на любой вкус и настроение. В отличие от своих зарубежных коллег, которые давно используют в собственных работах всякие «украшалочки» в виде бусин, золотых нитей, пластика, бумаги и прочих декоративных материалов, Лариса выступает за чистоту жанра - только ткань, причудливо и тщательно подобранная лоскуток к лоскутку. И кстати, сами термины «пэчворк» и «квилт» (лоскутная картина) она тоже не жалует. Объясняет, что русские бабушки в деревнях испокон веку занимались именно лоскутным шитьем, а не пэчворком. И добавляет - мол, если когда-нибудь приеду в Америку, то там, вполне возможно, буду с легкостью оперировать модными словечками. А дома это ни к чему.

- Материал нахожу в самых разных местах, - рассказывает Лариса. - Раньше была у нас в Питере фабрика «Зарина», там можно было брать отходы производства. Очень выручали комиссионки - это были просто кладези сокровищ, туда наши бабушки такие платья и халатики сдавали, что залюбуешься. Все натуральное, яркое, причем не линяет, не теряет форму и не дает усадки. Сейчас об этих источниках остались только воспоминания. Теперь вот приобретаю материал на Трехгорной мануфактуре и на фабрике в Чебоксарах, их качество меня вполне устраивает. К сожалению, потеряли в своем традиционном качестве ивановские ситцы. Хотя там, в Иванове, множество фабрик и производств, может, просто мне попались не те производители. Некоторые фабрики нынче берутся даже за восстановление дореволюционных тканей - находят старые эскизы, макеты, восстанавливают рисунок и наносят его при помощи современных технологий на современные же ткани. У меня есть на выставке работа с применением таких новообретенных раритетов - видите, розовые лотосы? Рисунок в стиле модерн, необычный и по форме, и по цвету. Иногда какие-то красивые тряпочки дарят подруги - в одной из работ у меня использованы куски золотистой материи, которую знакомая привезла мне из Швеции. На ней традиционный для этой страны рисунок - священное дерево. Картинка крупная, пришлось подумать, прежде чем найти ей место в одной из работ - ведь не хотелось резать, лишать это дерево корней или кроны. А вчера буквально выпросила новую тряпочку в гостях у вашей землячки, тоже художницы Нади Маркиной. Полотенце кухонное! Она давай отнекиваться, мол, оно не новое. А это не важно - важно, что оно исключительного сливочного цвета. А у меня как раз наступил новый - сливочный! - период творчества.

К каждой новой выставке Лариса Дергачева тщательно готовится, обязательно старается показать новые работы. И в Мурманске есть новинки - это принципиально для автора. Ведь она сама признается, что в работе прежде всего ценит качество и профессионализм, ответственное отношение к своему делу. Ее экспозиции проехали уже по многим российским городам, и сама художница с удовольствием там бывает. Ей любопытно посмотреть на новые места, встретиться с новыми людьми. Впечатления потом становятся идеями для будущих работ.

Лариса всегда готова учиться - даже у своей дочки, когда та была совсем маленькой, что-то перенимала. Например, та интуитивно подбирала такие удивительные цветовые сочетания, что просто садись и шей за ней. И именно дочка сподвигла, если можно так сказать, маму на лоскутное шитье. Пока ждала кроху, пока сидела с малышкой дома, времени свободного было море. А скучать без дела как-то непривычно. К тому же интерьер небольшого жилища явно нуждался в каком-нибудь дизайне. А текстиль - это самый простой и действенный способ изменить вид комнаты, это вам любой дизайнер скажет. Так и начала - сначала маленькие аппликации, потом всякие вещи для дома, а после и большие лоскутные картины. Причем сейчас в ее архиве есть ну очень крупные вещи - 4 на 4 метра, даже в большом зале нашего музея они не поместились. Это творческий итог путешествия по Волге, серия картин, где «небо сливается с водой», как говорит Дергачева.

- Пока сама не знаю, чем ознаменуется мой сливочный период, - улыбается Лариса. - Но вообще я верю в магию цвета и в то, что каждый из них оказывает особенное влияние на нас, на наше физическое и душевное состояние. Иногда, вспомните, вдруг как захочется красного! Кому-то - много: и в одежде, и в белье, в макияже. А другому - только красную кружку, скажем. Потому что этот цвет заряжает. Но он же пробуждает аппетит: значит, если хотите похудеть, откажитесь от него. Мне рассказывали, что в таком случае надо вообще носить все светлое и спать на белом. А мне, к примеру, идет зеленый цвет в одежде. Но я его не люблю, просто на дух не выношу. Значит, видимо, не нужен он моей душе или, может, организму. Хотя по большому-то счету все цвета нам нужны и важны - ведь жизнь хороша, когда она разноцветная!

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 15.01.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня