02.02.2013 / Культура

В лучах не горят -только краше становятся

Фото: Сергей Ещенко

В этом маленьком выставочном зале царят тишина и прохлада. И в ней, этой специально поддерживаемой прохладе, еле уловимо витает тонкий аромат. Он сложный: в нем слегка чувствуется смоляная терпкость, слегка - запах старой краски и лака, старого дерева… Неужели такие древние иконы все еще могут источать этот запах? Похоже, что так.

Старинные иконы и книги - рукописные и старопечатные - в эти дни можно увидеть на выставке в областном краеведческом музее. Поводом для экспозиции стало завершение очередного этапа работ по реставрации этих древностей.

Причем на сей раз сотрудники музея постарались продемонстрировать широкой публике, как именно происходит процесс восстановления сокровищ.

Этап за этапом этот труд представлен в фотографиях и описаниях на специальных стендах. Ну а чтобы нагляднее видеть, насколько значительные усилия приходится прикладывать реставраторам, в стеклянных витринах выставили иконы и книги в состоянии до и после работ.

Те иконы, что до, хочется назвать чумазыми - настолько явственны на них следы времени и разнообразных разрушений. Они почти черные, и с большим трудом можно угадать в них изображение. О красках и цвете речь не идет. Еще более беспощадны годы к книгам: ведь бумага и кожа - материал более непрочный, чем дерево и металлические оклады икон.

- Иконы зачастую попадают в музей из самых неподходящих для них мест, - рассказывает научный сотрудник музея, куратор выставки Валерия Ягупова. - Хорошо, если они просто пылились у кого-то дома. А ведь иногда их вытаскивают из пожаров, находят в буквальном смысле слова в кустах. Таможенники приносили нам и распиленные доски - таким образом их пытались вывезти. Так что восстановительные работы просто необходимы.

Предметы православного религиозного культа краеведческий музей собирает и хранит на протяжении всей своей истории. Основные фонды сложились в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века: тогда сотрудники активно ездили в специальные экспедиции по Кольскому Заполярью, где собирали и закупали у населения будущие экспонаты. На нынешний день здесь хранится 187 икон, 49 из них - на временном хранении из иконостаса Успенской церкви в селе Варзуга. В основном иконы из фондов датируются девятнадцатым веком. Только десять из них созданы в семнадцатом-восемнадцатом веках. Старопечатных и рукописных книг конца шестнадцатого - начала девятнадцатого веков в коллекции музея около двух сотен.

Понятно, что разом привести в порядок все вещи невозможно - ведь реставрация стоит денег, и немалых. Кстати, работы по восстановлению начались практически одновременно с формированием фондов, в семидесятые. В первую очередь специалисты решили привести в порядок старинные иконы Варзуги. На выставке можно увидеть несколько крупных икон с изображениями пророков малого ряда. Реставраторы просто вернули их к жизни - иконы задышали и ожили, наполнились красками. При этом специалисты стараются избегать эффекта новодела - то есть иконы по-прежнему выглядят на свой возраст и не сияют ослепительным лаком. Добиться такого сложно, однако в реставрационных мастерских имени Грабаря трудятся мастера, которым под силу справиться с задачей любой сложности.

- Здесь с помощью фотографий мы постарались продемонстрировать весь порядок восстановления, - подводит меня к стенду Валерия. - Процесс очистки икон и оклада от загрязнений и окислений проводят с помощью инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Иногда также применяют и рентгеновские лучи. На одном из снимков хорошо видно, как разительно меняется картина: пол-оклада уже прошли очистку, видны фактура и цвет материала, а вторая половина - практически черная от следов времени. Что касается книг, то их тоже сначала промывают и очищают, затем восстанавливают утраченные части страниц - проклеивают и укрепляют специальными составами, приближенными к исконному материалу книг.

Кстати, попутно обработка различными лучами позволяет установить подлинность экспоната и уточнить при необходимости его возраст. Впрочем, для нашего музея это не очень актуально - у нас только подлинники.

«Минеи» 1664 года в витрине представлены в раскрытом виде. Сборник текстов для богослужения выглядит свежо и даже нарядно, что не удивительно: церковные книги обычно старались отделать по возможности богаче. Правда, в нашей нет драгоценных камней и металлов, ее деревянный переплет обтянут кожей. Но смотрится внушительно - формат огромный, настоящий старинный фолиант.

У некоторых икон на выставке хочется задержаться подольше. Самая почтенная - изображение Иоанна Предтечи, датированное семнадцатым веком. Особая, слегка архаичная манера письма - пропорции несколько искажены, цвета более приглушенные, чем на поздних иконах. И даже подписан святой не как «Иоанн», а как «Иван».

Не самым известным для большинства является и святой Евстафий Плакида, которого считают покровителем охотников. Согласно преданию, он увидел в лесу оленя, между рогов которого сияло золотое распятие, и после этого обратился в христианскую веру. Именно этот эпизод и запечатлен на иконе.

Музей делает все возможное, чтобы обеспечить восстановленным сокровищам достойные условия хранения. В хранилищах поддерживается особый микроклимат, специальное оборудование работает и в выставочном зале. Здесь поддерживают оптимальный уровень влажности - сухой воздух раритетам вреден - и температуру на уровне плюс восемнадцати. О таких условиях древности и не мечтали до попадания в музей, ведь частные владельцы не в состоянии соблюсти все эти тонкости. Да многие о них и не догадывались.

В последнее время, кстати, поток частных дарителей заметно поиссяк, отмечают сотрудники музея. Приносить стали меньше и реже. Кроме того, зачастую дары не представляют собой никакой исторической ценности. Как рассказала Валерия Ягупова, если речь идет о подобных предметах культа, то музейщики стараются отдать их тем, для кого подарок будет иметь прежде всего духовную ценность. Такой совет дали специалистам сами представители церкви, с которыми музей консультировался по этому вопросу.

- В нынешнем году по программе «Музейное дело Мурманской области» нам для проведения реставрационных работ выделен 1 миллион 740 тысяч рублей, - сообщила Людмила Смирнова, заместитель директора музея. - Мы планируем начать реставрацию тканей, ведь у нас богатая коллекция предметов саамского и поморского быта. Отправим реставраторам головные уборы, одежду, платки девятнадцатого века...

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 02.02.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня