05.02.2013 / Культура

96 литров сока

Такой была «винная карта» первого в Коми рок-фестиваля

В 2013 году нас ждет множество четвертьвековых юбилеев, которыми мы обязаны перестройке.

Предвижу скепсис некоторых читателей, но, поверьте, не только для автора этих строк событие, о котором ниже пойдет речь, стало вехой. 25 лет назад, в январе 1988 года, в Сыктывкаре состоялся самый первый в его истории рок-фестиваль.

Первый блин

Нужно признать, что первый блин отнюдь не стал комом. Да что там, положа руку на сердце, к уровню того фестиваля ни один из последующих даже не приблизился. К сожалению.

Фестиваль тот назывался «городским», несмотря на то, что собрал музыкантов не только из Сыктывкара, но и других городов республики и даже Ленинграда. Скорее всего, дело было в том, что первую скрипку в организации феста сыграл городской комитет ВЛКСМ. В те годы административно-территориальная субординация еще требовала к себе уважения, пусть и в столь символической форме.

Сейчас, по прошествии лет, «рука комсомола» в таком деле, как рок-фестиваль, кажется забавным фактом. Но давайте помнить, что это были за времена. Именно эти ребята из горкома ВЛКСМ могли договориться со «старшими товарищами», чтобы те не чинили препятствий, обеспечить концертную площадку и так далее. Одним словом, напрячь «административный ресурс».

Организационный успех самого первого в городе рок-фестиваля выразился и в том, что за оба дня я не припомню появления в ДК «Металлист» ни одного милиционера. Хотя, скорее всего, главным залогом отсутствия каких-либо эксцессов стала вовсе не зоркость комсомольцев, а подлинное единение публики и музыкантов, ощущение общего праздника.

Вот как по горячим следам описывал те дни один из зрителей: «В происходящее на сцене и вне ее никто не вмешивался. Фестиваль стал местом встречи музыкантов и тех, кто интересуется роком. В перерывах между выступлениями возникали дискуссии о музыке, записывались интервью, а фоторепортеры старались запечатлеть наиболее интересные моменты. Обстановка на фестивале была великолепной».

А те - далече…

Кто же играл на первом в Сыктывкаре рок-фестивале? От многих групп остались лишь названия на пожелтевшей газетной странице: местная «Пирамида», «Течение» из Усинска, эжвинское «Движение по инерции»…

На том фестивале впервые прогремели «День Гнева», в последующие четыре года - главная рок-группа в республике.

Один из ее основателей, гитарист Вячеслав Целинский вспоминает: «Это было самое первое выступление «Дня Гнева» на публике. Помню еще, что мне понравились воркутинцы «Альтер-эго» и сыктывкарская группа «Стандарт», особенно ее гитарист Евгений «Папа» Антощук. Он, как когда-то Хендрикс, наглядно продемонстрировал, что можно сделать с электрогитарой - эти соло в 60 тактов!..»

Выступила на фестивале и одна молодая певица, следы которой автору этих строк не удалось найти ныне даже в соцсетях. А тогда Елена Тюрина (она училась в СПТУ-35) заявила о себе ни больше ни меньше как наш ответ Жанне Агузаровой. На фестивале она, повторюсь, пела, а вообще играла на гитаре, баяне и фортепиано.

В числе других наиболее запомнившихся местных групп был «Кризис». Вот цитата из статьи о фестивале Александра Антипина, в те годы - фотокорреспондента и ведущего рубрики «Камертон» в газете «Молодежь Севера»: «Кризис» пытается играть панк-рок. Стоит отметить неплохие тексты Виктора (Витуса) Компанеева («Надену скатерть и пойду гулять. Возьму с собой ветровку. Что, все молчать? Нет, искренне кричать! Кричать! И не со зла, и не под плетку»)».

И вот что сейчас вспоминает солист Владимирского театра оперы, тенор Виктор Компанеев: «Песня (про скатерть и ветровку. - Авт.) была написана сразу после просмотра «Музыкального ринга» с «Аквариумом». Я тогда не подозревал, что играл чистый панк-рок… Еще помню, что электрогитару мне Макс Рожков дал, потому что у меня была гитара «Урал», да к тому же она сломалась…»

Максим Рожков не нуждается в особых представлениях для тех, кто помнит Сыктывкар на рубеже 80-х и 90-х. Студент математического факультета СыктГУ собрал одну из первых регулярно концертирующих сыктывкарских рок-групп и на фестивале воспринимался уже как ветеран местной сцены.

После службы в армии Максим работал в Сыктывкаре на одной из радиостанций, а в начале нулевых заявил о себе как востребованный московский клипмейкер. Так, Рожков режиссировал видео для популярных в то время групп «Танцы минус» и «Ночные снайперы». А вот что сообщал «Московский комсомолец» в ноябре 2005 года по поводу съемок видеоклипа Натальи Подольской: «В одном из московских кафе работа шла почти без перерывов в течение всей ночи и последующего дня. Когда молодая певица не могла уже справляться с закрывающимися глазами и зевотой, режиссер Максим Рожков решил взбодрить ее командой «Раздевайся!». Наташа приняла эту директиву с присущей молодой и стройной девушке легкостью - на теле остались трусики и кусок почти прозрачного шифона болотного цвета».

Финки и шведы

Сразу после встречи Нового, 1988 года, когда о готовящемся фестивале узнали за пределами оргкомитета, небывалый ажиотаж охватил буквально все население Сыктывкара в возрасте от 15 до 30 лет.

В кабинетах на втором этаже Дома печати, где размещался горком комсомола, царило какое-то предреволюционное возбуждение. Трещали телефоны, приносились пачки афиш и билетов, утрясались условия, уточнялись детали.

А по ночам… «Чья-то злостная рука срывала афиши», - писал Александр Антипин уже после фестиваля. Думаю, вряд ли имел место злой умысел, скорее - обычный, бессмысленный вандализм.

В том же выпуске «Камертона» от 7 февраля 1988 года «Молодежка» опубликовала одно довольно странное письмо. Не берусь утверждать, что оно было подметным, призванным сделать жирнее «плюсик» в отчетности горкома комсомола. Но хорошо помню, что стиль письма у меня сразу вызвал недоверие. Вот цитата из обращения «металлистов» Октябрьского района» (именно так они подписались): «Перед фестивалем ходили слухи, что туда приедут воркутинцы и будут придираться к «металлистам». Некоторые подумывали, а не взять ли с собой финки - вдруг пригодятся. Были слухи, что после фестиваля сойдутся Воркута и Сыктывкар, а фестиваль, «металл», цепи - только повод… А такие фестивали нам нужны! И они должны проводиться хотя бы раз в год… Оказывается, и у нас в Коми АССР есть отличные рок-группы, которыми мы можем гордиться и которые ничуть не хуже выступающих на нашей сцене ленинградцев… Мы хотим, чтобы «металл» жил как можно дольше. Мы преданны ему не до фанатизма, но любим его больше всего».

Ну, прямо: «Мы, металлисты, челом бьем…» Как будто писали не неформалы, а наоборот - заорганизованные функционеры.

Как бы то ни было, финки ребятам не пригодились. Воинственно настроенных гостей из «столицы мира» в ДК «Металлист» не наблюдалось. Зато пожаловали… шведы - двое из иностранных специалистов, работавших тогда на Сыктывкарском ЛПК. В разговоре с Антипиным они сказали, что не нашли отличий между нашими и шведскими «металлическими» группами, но наша «публика отличается большим варварством».

Успех был гарантирован

Говоря о фестивале 1988 года, важно помнить о том, какое место занял - пусть и на короткий промежуток времени - рок в умах советских граждан (понимаю, как смешно это звучит сейчас).

Рок был, пардон за новояз, в таком тренде, что о нем говорило буквально все население СССР, от домохозяек до партийных функционеров. О рок-музыке вообще и о молодом отечественном роке в частности писали все без исключения газеты. Например, весной 1989 года газета «Югыд туй» заказала мне статью о сыктывкарской группе «Северозапад».

Молодые сотрудники нашего горкома ВЛКСМ были просто обязаны что-то такое по поводу рока организовать. Тем более что многие из них сами слушали рок-музыку. Да и время было такое, что инициатива, как правило, находила поддержку сверху. В этой ситуации успех мероприятию был гарантирован.

Статистика

Выступило: 13 групп (всего - 60 музыкантов).

Техперсонал фестиваля: 39 человек.

Дано: 6 концертов общей продолжительностью 18 часов.

Сыграно: 92 композиции (согласно заявленным плей-листам).

Израсходовано: более 14 киловатт/часов электроэнергии.

Продано билетов: 3500.

Съедено: на сумму 1015 рублей.

Выпито: 32 трехлитровые банки сока.

Легко травмирован один человек: бас-гитарист воркутинской группы «Альтер-эго» Иван Алимов.

Михаил КАЗАНЦЕВ, газета «Красное знамя»

Опубликовано: Мурманский вестник от 05.02.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня