01.03.2013 / Культура

Четвертой стене не устоять

В мурманском театре работает режиссер из Чикаго

Областной театр драмы вновь пошел на эксперимент. После успеха прошлогодней постановки «Доброе утро, сто долларов!» здесь опять решили привлечь к работе приглашенного режиссера. В минувшем году это был москвич Егор Товстоногов, в нынешнем - петрозаводчанин Андрей Тупиков. Заслуженный артист Карелии, Тупиков сейчас живет в Москве, ставит в Петрозаводске и Чикаго, а у нас возьмется за весьма экстравагантную пьесу Жана Жироду «Безумная из Шайо».

- В Мурманске я не в первый раз, - рассказал Андрей Леонидович. - Двенадцать лет назад ставил здесь пьесу Алехандро Касона «Деревья умирают стоя». Сотрудничество запомнилось только хорошим, так что я с удовольствием принял и нынешнее предложение. Период времени, конечно, минул достаточно приличный. Тем более приятно было наблюдать, что мурманский театр смог сохранить себя, сберечь костяк профессионалов и пополнить труппу молодежью. Я довольно много езжу по России, бываю в разных театрах и, поверьте мне на слово, во многих из них ситуация гораздо более печальная, чем здесь, в Заполярье. Тенденции неутешительные - есть ощущение, что русский театр не то чтобы душат, но обкладывают со всех сторон. В Москве это, может быть, не так заметно, как в провинции. Там ведь больше возможностей заполнить зал, а значит, выжить. К тому же ощутимее поддержка местных властей, у которых есть возможность стимулировать коллективы. При всем этом и в столице театры закрываются, выжить удается не всем.

- А как дела обстоят в почти соседнем с нами Петрозаводске и в очень далеком от нас Чикаго?

- В столице Карелии я уже четверть века сотрудничаю с Творческой мастерской, которой руководит Иван Петров. Там я поставил четырнадцать спектаклей. Мастерской, конечно, присущи все проблемы, о которых мы говорили. Но труппа держится, а это главное. Чикагский «Атриум» - совсем другая история. Это русский театр для русских зрителей в Америке. Там работают наши эмигранты, все они профессиональные актеры, которые в 2000 году решили создать свой театр. Ставят все - от Гоголя до того же Рэя Куни, который не сходит со всех сцен мира. Я там начинал с «Поминальной молитвы» Григория Горина, а потом чего уж только не было. «Атриум» - разумеется, не государственная структура, там государственных театров вообще практически нет. Но - выживают, люди работают еще где-то, а почти все, что заработали постановками, вкладывают в развитие театра. Существует своя специфика, особенно в плане дисциплины: все очень четко, строго по времени, никого не ждут, никто и не опаздывает. Сроки и обязательства оговорены контрактом, нарушить его - ни-ни! Привычной нам творческой безалаберности нет и в помине.

- А американцы заглядывают на постановки?

- Случается. Там тоже есть убежденные театралы, которым интересно сравнивать русскую и свою школы, получать новые впечатления. Приходят и дети наших эмигрантов, которые уже почти не помнят языка, но хотят таким образом поддержать связь с Родиной. Эта публика благодарная, тем более что в Чикаго одна из самых больших русских диаспор в Америке. Так что зритель есть. Сейчас, кстати, «Атриум» приехал с камерной пьесой в Москву, будет несколько выступлений.

- О пьесе Жироду, за которую вы взялись в Мурманске, принято говорить - сложная. А вы решили выбрать для нее форму романтической комедии, по крайней мере, так указано на афишах. Шаг навстречу публике?

- По сюжету это такая хулиганская история, причем сама интрига довольно проста. Написана пьеса в 40-х годах прошлого века, впервые поставлена тогда же в Париже. Но присутствует чувство, что все это было совсем недавно - речь идет о вполне современных, не устаревающих вещах. Мы будем говорить о конфликте человека и системы. Система построена на деньгах, деньги правят всем, а те, у кого их нет, это просто овощи, расходный материал для богачей. Согласитесь, куда уж актуальнее. Люди понимают, что их используют, но что они могут сделать с системой? Вот наши герои и придумывают свой способ противостояния. Какой - в этом вся суть. Конечно, в какой-то мере эту историю надо воспринимать как сказку для взрослых, но тем она и хороша.

- Ждут ли зрителей какие-то постановочные трюки? Говорят, вы хотели использовать дорогущий проектор, которого не нашлось в нашем театре. Мы потеряли возможность увидеть видеоинсталляцию?

- Нет, не потеряли. Этот прием все равно будет применен. В целом сценография будет интересной, я привлек в качестве художника петрозаводского мастера Сергея Терентьева. Мы с ним уже работали вместе. Он хорош тем, что всегда предлагает оригинальные решения. А главным творческим приемом станет разрушение той самой условной четвертой стены, которая отделяет зал от сцены. Планируем много работать с залом. Причем думаем не столько об интерактиве - я вообще не сторонник того, когда зрителя вытаскивают на сцену или обращаются к нему напрямую. Но общение с залом будет очень тесное, что позволит наполнить спектакль большим объемом смыслов.

- Репетиции в Мурманске уже начались. Каковы первые впечатления от совместной работы?

- Работается неплохо. Подавляющему большинству актеров, по моим наблюдениям, довольно интересно попробовать себя в таком формате. Ну а сложности - это не просто неизбежно, но и естественно. Задействовано много народу, на сцене будет четырнадцать человек - вся палитра, и молодые, и мэтры. В «Безумной из Шайо» заняты народная артистка России Алла Журавлева, заслуженные артисты Елена Царева, Александр Водопьянов, Сергей Гронский, Валерий Журавлев, артисты Анна Будовская, Владимир Равданович, Андрей Шпеко и другие. Премьера состоится 22 марта.

Юлия МАКШЕЕВА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.03.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня