09.04.2013 / Культура

Порыв в невесомость

Юрий Шевчук заставил зал поверить в возможность полета

Фото: Лев Федосеев

- А я Юра-музыкант, - так он невозмутимо представляется и «не узнавшему» его Путину, и тысячам поклонников, штурмующим концертные площадки на маршруте гастрольных туров. Ироничное самонаименование Юрия Шевчука - легенды русского рока и бессменного лидера «ДДТ» - лучше всяких званий. Которых он, к слову, не насобирал, даром что уже 33 года является фронтменом одной из самых узнаваемых российских команд.

«ДДТ» в Мурманск приезжает далеко не первый раз. Но в прошлую пятницу народу в Ледовый набилось заметно больше, чем всегда. Связан ли этот ощутимый запрос на Шевчука с поиском неких откровений от культового рокера? Скорее - откровенности. Честности и прямоты, столь свойственных ему.

Прямота - мы соскучились по ней, она примиряет с собой, она позволяет свободно дышать. Она и есть, в каком-то смысле, свобода. Та самая, про которую он так много спел. И пел мурманчанам:

...Свобода, свобода, так много, так мало,

Ты нам рассказала какого мы рода.

Ни жизни, ни смерти, ни лжи не сдаешься,

Как небо, под сердцем в тоске моей бьешься...

Шевчук совсем не революционер. Притом что его поэзия во многом политическая, политиканства и позерства он счастливо избегает. Его гражданская лирика лишена фальшивой патетики. Он очень естественный.

Итак, битком заполнены трибуны и танцпол Дворца. Публика взрослая, умеющая слушать. К слову, услышать Шевчук дал возможность каждому, решив главную проблему Ледового - проблему неважного звука. Привез полный комплект великолепной звуко- и светоаппаратуры. И экран - огромный, во всю высоту Дворца, сложной конфигурации, служивший задником во время исполнения долгожданной новой программы «Иначе».

- Мы пытаемся рисковать, потому что это всегда риск - новая программа «Иначе» через 13 лет. Она, конечно, социальна, и мы попытались сделать ее немножко философичной, - скромно пояснил Шевчук на пресс-конференции накануне концерта. А уже выйдя на сцену, шутливо пообещал:

- Для тех, кто выдержит эти полтора часа и не уйдет, тихо матерясь и сообщая, что «ДДТ» уже не то!», споем еще и старые песни.

И пояснил, закручивая интригу:

- Мы привезли вам рок-музыку, как мы ее понимаем. Все знают, что такое русский рок, есть легендарные группы, которые до сих пор рубятся. Но мы пошли в рок-н-ролл ради музыки, а не ради чеса. И эту музыку сыграем вам.

«Иначе» - это не концерт, скорее, спектакль, если хотите, перформанс с мощным видеорядом. Это 18 из 26 песен, вошедших в новый двойной альбом «ДДТ». Программа, в которую надо вслушаться хорошенько. Знакомый юноша, питающий большое уважение к группе, поделился: собираясь на концерт, послушал альбом заранее и совсем не впечатлился. Но когда увидел живьем...

Красные стяги на экране превращаются при постепенном увеличении то в кровавое мясо, то в месиво кишащих червей, фигуры фонтана «Дружба народов» на ВДНХ надвигаются на зрителя кошмарной бесконечной чередой, черно-белые кадры съездов и заседаний сменяются массовкой демонстраций. Космонавт плывет в расшитой звездами бархатной черноте, отбиваясь от космического мусора и покуривая, подняв забрало шлема. Подавляющий масштаб абсурдных сцен, постмодернистских, диких, как дурные сны, лишь поначалу отвлекает от главного сюжета. А сюжет - простой и вечный - о маленьком человеке, появившемся на свет в огромной стране, той самой, где из ржавых кранов капает желтоватая вода, мешая спать мерным стуком. Где на неровно оштукатуренных стенах процарапаны письмена, будто послания в никуда с необитаемого острова. И этот маленький человек растет, с удивлением наблюдая, как живет своей жизнью пространство вокруг, как рушатся стены и вырастают новые, как время поглощает привычную жизнь и меняет декорации. В этом безумном спектакле так трудно понять, ради чего ты живешь, потому что нужно хотя бы замедлить бег, остановиться и подумать. А когда поймешь, найти силы не испугаться и противостоять ветру времени.

- Мы рассказываем историю молодого человека XXI века, который за полтора часа пробегает по нашим экранам, ищет себя и задает вопросы, словно юный Гамлет. «Быть или не быть»? На это мы однозначно отвечаем: «Быть». Обязательно быть! Но как? И каким? - так Юрий Шевчук готовил публику к восприятию проекта. А на пресс-конференции еще подробней остановился на его философии:

- Цветаева хорошо сказала, что в шекспировском «Гамлете» цивилизация перешла от Средневековья к эпохе Возрождения. Потому что Гамлет был первым героем, который говорил о свободе личности, потому что он был личностью. Он не был частью сакрального коллектива.

Трагичен ли новый Гамлет, созданный Шевчуком? Нет, он проходит по самой грани жизни и смерти, зная, что «пока горят поминальные свечи, еще долго до темноты». Он неловок, пронзителен, юн. Когда на авансцену рядом с лидером группы вышла бэк-вокалистка Алена Романова, юная, большеротая, с «босой» головой, с фантастическими танцами и голосом таким глубоким и сильным, будто неземным, она показалась воплощением этой мятущейся души, молодой и дерзкой.

А когда программа подошла к кульминации, вводя в транс, завораживая бешеным ритмом - точно таким, какой выдает загнанное сердце бегущего, то и сердце слушателя (сужу по себе) поневоле подчинилось этому ритму, и стало биться учащенно до боли, стуча в грудную клетку, и, казалось, еще чуть быстрей - и разорвется...

При коммунизме человек теряет личность - батальонам она не нужна.

Капитализм делает человека вещью, а на каждую вещь есть вор...

И в эти трудные дни важнее всего оставаться верным себе, - проповедовал солист честно и беспощадно. И горько и любовно продолжал: «Россия - женщина с разбитым лицом».

Патриотизм «ДДТ», как и раньше, жесткий и бескомпромиссный. Он никогда не звал на баррикады. Он, по слову Шевчука, «солнце, тонущее в реке». Он горячий, как страсть, и всепрощающий, как любовь. И горький, как полынь:

Не борись с тоской, а то наверняка помрешь от водки, беды и пули.

Господь устал хранить нас - дураков - от нас же самих.

Чтобы прожить побольше, спи, Родина, мы тоже уснули,

Вышили все поля крестами - от забора до забора венки...

И все-таки он очень светлый. С ироничной улыбкой и потешными полушаманскими танцами, Шевчук, называющий себя «Кощеем Бессмертным отечественной сцены», всегда выводит к свету. В его «я умру без любви, не молчи, говори» так много правды, надежды и боли, что начинаешь верить, будто и вправду «завтра все будет иначе» - этой песней, светлой и полной счастья, завершается одноименная ей программа. А сцена вместе с залом, напоенным музыкой, будто улетает ввысь: видеоряд создает полную иллюзию взлета, отрыва от земли. Невесомости.

А потом, отработав эти изнурительные полтора часа, Шевчук с улыбкой уточнил у беснующегося зала: «Ну что, спеть вам еще?». И покатились знакомые с юности «Еду я на Родину», «Просвистела», «Актриса-весна»... Но начал он полуторачасовой постскриптум к концерту с песни, без которой не мог обойтись в наших краях, - «Капитан Колесников». До оторопи честной, посвященной «Курску», его гибели и лжи вокруг трагедии. И зал эту совсем не хитовую, но такую важную для нас песню, пел… Значит - еще помним.

Попрощался Юра-музыкант так же просто, как и появился:

- Зовите - приедем!

И добавил:

- Каждый может жить иначе. Мы - кто? Люди! Значит, сможем.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.04.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня