27.04.2013 / Культура

Ищи жену в хороводе

29 апреля - Международный день танца

Фото: Сергей Ещенко

- Мы вам покажем два хоровода - «Лебедей» и «Реченьку». Только «Речку» - без костюмов, но поверьте, они у нас очень красивые!

С балетмейстером ансамбля «Радуга» из первомайского Дома детского творчества Еленой Орловой мы разговаривали прямо на репетиции. Девчонки в купальниках и трико моментально переодеваются для «Лебедей». А Елена переживает, что в ДДТ очень маленькая сцена, и мы не сможем увидеть того раздолья и простора, которым веет от «Лебедей».

Старая русская пословица безапелляционна: «Ищи жену не в хороводе, а в огороде». Но стоит посмотреть ансамбль танца «Радуга» из Первомайского ДДТ и закрадываются сомнения: а может, все-таки - в хороводе? Вот они плывут - эти девочки-«лебеди» - в танце, за который они и их балетмейстер Елена Орлова получили сразу два диплома I степени на прошедшем недавно VI областном фестивале-конкурсе русского танца «Душа России», и глаз от них не оторвешь.

Скользят, словно по зеркальной озерной глади, плавно сплетая и расплетая затейливые узоры. В белоснежных, под горлышко, платьях, жемчугах, оперенных головных повязках. И веет от них таким русским девичьим целомудрием, нежностью, юностью. Вспомним, ведь девичий хоровод в старину был когда-то своеобразной выставкой невест. Девушки на выданье выходили на улицу показать себя и свой наряд, становились кругом. Но не скучно ли современным девчонкам водить старинные хороводы?

- Нисколько, - говорит солистка ансамбля, девятиклассница школы № 33 Саша Ибрагимова. Она здесь с пяти лет, вот уже одиннадцатый год, можно сказать, ветеран. - Я современные танцы люблю, но «Реченьку» особенно. Может, потому, что это - любимый номер моей мамы.

- Саша, ну что в хороводе трудного? Ходи себе да ходи...

- Вовсе не так. Из зала кажется, что очень просто. Но на самом деле надо вложить много сил, чтобы движения были четкие, синхронные, чтобы зритель замер. А музыка у «Речки» какая! Гусли - так и кажется, что ручьи звенят!

- А вы себе не кажетесь несовременными? Сейчас, куда ни глянь, девчонки танцуют танец живота, стрип-пластику.

- Это - не наш профиль. Душа не лежит.

- Но они же сейчас повсюду. Все танцуют поголовно.

- А мы будем отличаться!

Что приводит нынешних девочек в танцевальный ансамбль? Жажда славы? Так ведь поклонники на улицах не ловят, за автографом не гоняются, здесь особо не позвездишь. Возможность покрасоваться на сцене? Да, но платить за нее приходится долгими днями труда, ведь известно, что балет, танец - это сладкая каторга. Но сладкая - на сцене, когда ты, позабыв о законах земного притяжения, летишь в прыжке или выдаешь искрометные дроби, а зритель в ответ выдыхает восторженное: «Ах!»

Но для того чтобы так полететь и так отбить чечетку, надо в течение долгих лет мучить и растягивать тело в поистине каторжных упражнениях у станка, проливать литры пота в бесконечных репетициях. Что же тянет девчонок на сцену?

Да, наверное, то же самое, что не дает их балетмейстеру Елене Орловой расстаться с танцем вот уже много лет.

Девочка Лена из Первомайского округа целых четыре года успешно занималась художественной гимнастикой. А потом от чрезмерных нагрузок стали болеть колени.

- В 85 году, расставшись с гимнастикой, я решила все в жизни кардинально поменять. Моя подружка занималась макраме, и я решила тоже научиться плести. Записалась в кружок макраме, а мама огорчилась: «Лена, ну ты с первого класса в гимнастике, может, хоть в танцы пойдешь?» Я категорически отказалась: пойду в кружок макраме. Я тогда вышивала бисером, с кожей работала. Но мама настояла: «Ну пойди хоть узнай, нет ли там же танцевального кружка?» Я пошла узнавать и выяснила, что у этих двух коллективов совпадает расписание. И поступила в ансамбль танца «Салют».

Так ни одного узла в макраме Елена и не связала. А вот с танцами судьба завязала ее в тугой узелок. Она танцевала легко, как дышала, получала удовольствие от движения, от собственной легкости, от сцены. Девочку быстро ввели в программу. Ей все нравилось. Даже была солисткой в нескольких номерах, с 5 по 11 класс. После школы поступила в Петрозаводск, окончила училище культуры (сейчас колледж искусств). И даже мысли не было остаться в столице Карелии. Вернулась работать в Мурманск, в «Салют», но уже педагогом-репетитором.

Свой ансамбль - «Радугу» - Елена создала в 2000 году. Сейчас у нее занимаются 93 человека. Те, кто с ней начинал, у них уже свои детки народились, не до танцев. Но остались выпускницы двух последних лет - Надя Зновюк и Маргарита Григорьева.

- Одаренные девочки?

- Они все одаренные.

- Но, если к вам приводят в младший класс толстенькую девочку, без природных данных к танцу, без большого шага и прыжка, вы ее берете?

- Я ее беру. Для меня важно прежде всего желание ребенка танцевать.

- А с чего вы начали карьеру балетмейстера?

- Со слез.

Елена не лукавит. Было очень страшно, когда тебе едва за двадцать, руководить коллективом, ставить танцы, нести полную ответственность за все и за всех. А вдруг не получится?

Но получилось, и многочисленные почетные дипломы тому подтверждение. Взять хотя бы 2 последних, полученных нынешней весной на региональном фестивале-конкурсе «Душа России». 40 лучших танцевальных коллективов области, более 600 исполнителей участвовали в нем. А балетмейстера «Радуги» отметили там особо. Правда, работать пришлось очень много.

Конечно, большинство в «Радуге» девчонки. Мальчиков только пятеро. Когда они приходят и становятся к станку, то окна (зал на первом этаже) приходится задергивать шторами. Поскольку тут же набегают любопытные одноклассники ребят, которые кривляются, комментируют и строят рожи. Но мальчишки шустрые, танцуют от души. С ними бывает непросто, но они ходят на занятия сами, уговаривать не приходится.

Мы пришли в «Радугу» накануне отчетного концерта. Шла репетиция со старшей группой. Уже в который раз девчонки преображались в белых лебедушек.

- Аня, мягче руки, помни, ты - лебедь!

- Девчонки, мне крылья нужны, а не палки-копалки! Плавнее перестраивайтесь в диагональ. Соберитесь, конфетки мои!

Юные танцовщицы на замечания не обижаются, это - работа. Хоть и творческая, яркая, но ежедневная. Потом идет прогон «Реченьки», и наступает время динамичных танцев в стиле модерн, в них первомайские школьницы бросаются лихо и азартно, как с парашютом с борта самолета. Названия номеров говорят за себя: «Вечное движение», «Галактика» и премьерная «Память». Эта композиция только что поставлена, она посвящена тем, кому приходится воевать в наши дни, в мирное время.

Похоже, здесь даже в общем номере девчонки чувствуют себя солистками - каждая! Нет небрежности, как это случается в профессиональных коллективах, если ты в «толпе», нет кордебалетной безликости. Здесь каждая - личность и каждая - прима. И отдача на все сто.

Я думаю, что Первомайскому округу повезло: 13 лет назад здесь нашелся человек, который сумел оторвать подростков от безделья, компьютерного засилья, скучной, обыденной жизни. Елена Орлова вместе с концертмейстером «Радуги» Натальей Девейкис сумели объединить вокруг себя почти сто детей, вдохнуть в их обычные будни ту искру, которой еще гореть и гореть долгие годы.

Завтра, 28 апреля, в 16 часов, у коллектива «Радуга» отчетный концерт на сцене Кольского районного центра культуры. Приходите - не пожалеете! Ну где еще нынче увидишь настоящий, берущий за душу русский хоровод?

Фото: Сергей Ещенко
Нина АНТОНЯН

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.04.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,249778,075381,453975,4329
Афиша недели
Скандалы и разочарования
Гороскоп на сегодня