31.08.2013 / Культура

Станислав Говорухин: «Наши звезды только губят себя в Голливуде…»

Фото: Михаил Антонов

77-летний режиссер, депутат Государственной думы РФ, продолжает активно творить - только что представил на фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге новую картину «Weekend». Это криминальный детектив, черно-белая лента, снятая в стилистике фильм-нуар. Работа Говорухина - ремейк знаменитого фильма французского режиссера Луи Малля «Лифт на эшафот». В новой картине снимались Максим Матвеев, Екатерина Гусева, Александр Домогаров, Виктор Сухоруков, Виктор Сергачев, Юлия Пересильд, а также молодые актеры (Говорухин почти в каждой картине открывает новые имена).

Необычный фильм Говорухина вызвал в Сочи на «Кинотавре» едкую реакцию критиков и профессионалов, на что мастер отреагировал довольно резко, что породило волну слухов из серии: «Обидевшись, Говорухин больше не будет снимать!» Однако выборгские любители кино встретили фильм тепло и даже наградили призом зрительских симпатий «Золотая ладья», что окончательно успокоило Станислава Сергеевича:

- Кино я снимать буду, и уже очень скоро. Причем у меня сразу несколько интересных проектов. Не верьте моим недоброжелателям!

- Чем вызвано ваше желание обратиться к стилистике нуара в фильме «Уикенд»?

- Мне нравится эта эстетика, она уже давно задает свой стиль в кинематографе, есть целый пласт фильмов нуар. И, кроме того, я просто не люблю цветное изображение. Каждый раз с усилием делаю цветные фильмы, потому что как-то не доверяю им. Черно-белое изображение спустя 50-60 лет все равно - изображение, а цветное изображение спустя 20-30 лет рассмотреть нельзя, особенно фильмы про войну или криминал. Цветную хронику разве интересно смотреть? А черно-белую интересно.

- Государство сегодня все активней поддерживает кинематограф… Помогает ли это нашему кино?

- Сегодня у нас снимается 400-500 фильмов в год. Это больше, чем в советское время. Из них 200 художественных лент, документальных, мультипликационных и так далее. Большинство картин финансируются государством. Причем государство дает безвозвратные деньги, чего нет в других странах мира. Это мы приняли в 1996 году такой закон «О государственной поддержке кинематографа». Сколько труда стоило его принять - вам не передать!

Согласно этому закону государство в принципе имеет право требовать все, что угодно, в области нравственности. В Америке это требуют категорическим образом. Обратите внимание, там негр не может быть отрицательным героем, курят там только подлецы и негодяи (я на это обращаю внимание еще и потому, что сам ужасный курильщик!). То есть государство должно следить за нравственностью в кино, раз оно «заказывает танцы». Но, к сожалению, оно этого не делает.

- На фестивале российского кино в Выборге дошло до анекдотической ситуации… После первого просмотра критики и зрители резко негативно оценили петербургскую картину «Тяжелый случай» - этакую нудную, затянутую пародию с претензией на юмор на милицейские сериалы… У критиков возник правомерный вопрос: на что были даны государственные средства? И создатели картины разъяснили: на создание… положительного образа российского участкового, что вызвало дружный смех у профессиональной аудитории. Смех смехом, а что можно сделать в этой ситуации?

- Сделать, наверное, можно, и многое, но пока это не происходит. А на вопрос, как они получили деньги, я отвечу коротко: «Кто успел, тот и съел», у кого есть ходы-выходы, тот и получил.

- Или в нужном свете подал заявку, как в истории про положительный образ участкового полицейского…

- Не имеет значения, в каком свете. Просто есть какая-нибудь экспертная комиссия, где сидят все его знакомые и друзья, он им позвонил, и помогли. Сегодня эта система настолько не совершенна, что постоянно дает сбои.

- Не только Владимир Машков, но и ваша ученица Светлана Ходченкова, а также Юлия Снигирь, Данила Козловский, представители нового поколения российских актеров, все более активно штурмуют голливудские редуты, уже получая заметные роли в блокбастерах… Как вы относитесь к этому поветрию?

- Пока Володя Машков снимался в этих голливудских фильмах, он потерял множество ролей здесь. Вот здесь бы он выстрелил, потому что он прекрасный артист, а там он только погубил себя. Это общая болезнь наших артистов «сняться в Голливуде», и всегда они играют либо бандитов, либо уродов каких-нибудь. Вот и Света Ходченкова сыграла какую-то уродину мерзкую (Женщину-Гадюку, центральную женскую роль в фильме «Росомаха: Бессмертный», который собрал в России 22 миллиона долларов, а в мировом - 350. - Прим. авт.). В общем, кошмар, я ей посочувствовал! Это болезнь воспитания, они не понимают, что Запад глубоко чужд именно России, особенно в последнее время, и наши актеры обречены играть моральных и физических уродов. Ну, никак нам не избавишься от этого желания сняться в голливудском кино. Хотя это выбор Светы, и вообще актеры ее поколения так воспитаны.

- Леонид Парфенов утверждает, что мы живем в эпоху ренессанса советской античности, когда к нам возвращаются многие ценности «коммунистического прошлого»… Вам ведь тоже не чужда ностальгия по тем временам. А что вас привлекает в современной действительности?

- Очень многое привлекает. В свое время я снял фильм «Так жить нельзя», где говорил о том, что уже пора состояться Нюрнбергскому процессу над коммунистической партией. Но никогда себе не позволял бросить камень в то советское общество, потому что это общее отрицание всего, что было прежде, отвратительно. Все отринули, все! Даже пионеров. Позакрывали пионерские лагеря, лишили юных граждан идеалов. И тем самым принесли огромный ущерб государству!

Первое, что происходит после каждой революции, - новые вожди пытаются заставить общество возненавидеть прошлое. Так было после Октябрьской революции: «Все, что было в царской России, - плохо!» Так случилось и после революции 1991 года: «Все, что было в Советском Союзе, - плохо!» Но и это неправда.

Кино, выросшее в неволе, в тоталитарном государстве, и сегодняшнее кино. Получается, кино выросло и возмужало в неволе, а умерло - на свободе. Как, в чем причина? Разве нынешнее кино по культуре, по художественному уровню приближается к уровню советского кинематографа? Хотя, конечно, и тогда было много дерьма…

- Один из важнейших критериев стабильности общества - уверенность в завтрашнем дне… Вы ее чувствуете?

- Абсолютно не чувствую. Не решены многие главные проблемы. Какой будет Россия? Такой, какими вырастут ее граждане, нынешние дети. Мы уже потеряли одно-два поколения, если судить по попкорновой публике, что заполняет нынче кинотеатры.

Кино не должно навредить… Главная задача искусства - трогать самые тончайшие струны, воспитывать чувства, будить добрые и благородные чувства в человеке. Все профессии необходимы, но три - священны: учитель, врач и защитник Родины. А у нас это три нищие профессии! Страна, в которой нищенствует учитель, вообще не имеет никаких шансов на выживание! Это такой позор! А у нас нищенствуют учителя, музейщики, работники культуры…

Так что я очень мрачно смотрю на будущее и ненавижу разговоры: «Ладно, все обойдется, все будет хорошо!» Какие основания для того, что все обойдется?!

- Станислав Сергеевич, как в такие серьезные года, как ваши, сохранить такую же активность и работоспособность, как у вас?

- Забыть, что такое пенсия. После шестидесяти лет жизнь только начинается. Если судить по моему опыту, то это были самые годы, можно сказать, пик и физической формы, и интеллектуальной. В 60 лет, например, я начал рисовать, и сегодня я вполне профессиональный художник.

Михаил АНТОНОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.08.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня