31.08.2013 / Культура

Жемчуга фотографомании

Никита Духно. «Два города».

Такой бестолковой, на первый взгляд, фотовыставки стены Мурманского художественного музея еще не видели! Если не кричащая, то уж во всяком случае громко шепчущая любительщина. Правда, если не задумываться, кто авторы фотографий.

«Мне смешно: я на фотовыставке!»

А ведь первыми задумались, как ни странно, многоопытные искусствоведы музея во главе с директором Ольгой Евтюковой. В музейных экспозициях давно и прочно заняли достойное место живопись Анатолия Сергиенко, ювелирные изделия Евгения Баранова и графика Никиты Духно. Уж не знаю как, но музейщики прознали, что все трое известных заполярных мастеров искусств балуются на досуге фотографией. Интригующее название будущей фотовыставки родилось мгновенно - «Фотоаппарат в руках живописца, ювелира, графика».

Тысячи и тысячи мурманчан щелкают своими мыльницами где попало и что попало. Цифровая фотореволюция на дворе. Семейные фотоальбомы, а теперь уже и компьютеры забиты миллионами кадров, которые никому, кроме ближайших родственников и друзей, не интересны, пожалуй. И тут позволю себе такое сопоставление.

Я помню те времена, когда редакции всех без исключения мурманских газет осаждали доморощенные поэты-любители. Пика эта эпидемия достигла в 70-е годы. Не рифмовал только ленивый. Графоманы шагали по стране.

Теперь же стишки пописывают пореже, зато пощелкивают почаще. Не пора ли обозначить словесно новое явление - «фотографоман»?

Осадил меня замечательный живописец Анатолий Сергиенко:

- Я не претендую на звание фотографа. Мыльница всегда со мной в кармане. Снимаю мимоходом, но то, что меня заинтересовало в данную минуту… Это что-то сопутствующее, а не самоцель. Мне смешно: я - и на фотовыставке.

Ага! Ведь типичный графоман всегда «сурьезен».

Исторические «гады»

Каждый из трех авторов представил примерно по два десятка работ. У Сергиенко большую часть экспозиции заняли стволы тополей, снятые крупным планом.

- На моей родине в Запорожье вдоль трамвайной линии стоят десятки тополей. Какая кора, какая фактура! Люди годами ходят мимо них и уже не видят. Репин говорил: «То, что не зарисовал, - не запомнил…» Вот я и «зарисовал» их своей фотомыльницей, - поясняет мне живописец.

- А что это за старые ботинки? Фактура великолепная!

- О, это целая история! Лет тридцать назад я в Североморске писал картины на историческую флотскую тематику, собирал старинные аксессуары - бескозырки, тельняшки. Подвернулись и эти растоптанные флотские ботинки, которые всегда моряки называют «гадами». Но эта пара башмаков настолько живописна, что вызывает у меня ассоциацию с Ван Гогом. Я люблю их и уже не раз использовал в своих натюрмортах.

Ей-богу, ради одной этой фотожемчужинки Сергиенко стоило затевать выставку…

Ягельное местечко ювелира

Как рассказал мне один из лучших мурманских ювелиров Евгений Баранов, предметная фотосъемка для него тоже имеет прикладное значение. Мастер любит работать с золотом, серебром и природными камнями. Разумеется, изделия со свистом уходят, а себе художник оставляет только самодельные фотокадры.

Однако на выставке золотых дел мастер не представил ни одного ювелирного макроснимка.

- Мне это не интересно, - обронил Баранов знаменательную фразу.

Зато всю свою часть экспозиции он заполнил кольскими пейзажами. Заядлый рыбак с тридцатикилограммовым рюкзаком на плечах отходил по полуострову сотни верст.

- Походы в леса - моя отдушина после ювелирки. И фотомыльница всегда со мной. Все мои пейзажи случайные, экспромт. В отличие от профессиональной фотографии они не продаются, - смеется фотолюбитель.

Особенно мне понравился кадр с условным названием «Утро туманное».

- Где вы сняли это замечательное ягельное местечко?

- На Верхнетуломском водохранилище есть отдаленная бухта, куда впадает река Кацким. До нее пять часов на катере от поселка Верхнетуломского. А вдоль реки идет тропа, где я обнаружил этот сказочный уголок.

Искусствоведы художественного музея на ювелирных выставках Евгения Баранова обычно подчеркивают, что изделия его узнаваемы и отличаются безукоризненным исполнением. Что ж, теперь мы увидели неузнаваемого Баранова, у которого есть, оказывается, поистине ювелирные местечки на Кольском полуострове.

Нравоучения бессмыслены

К сожалению, на открытии выставки не присутствовал график и дизайнер Никита Духно, уехавший в творческую командировку. А поговорить мне с ним было бы интересно хотя бы потому, что именно он создал когда-то эмблему моего любимого фестиваля «Арктик-джаз». Да и сама оригинальная афиша выставки «Фотоаппарат в руках живописца, ювелира, графика» - его работа.

Его часть экспозиции отличается наиболее продуманной концептуальностью, обратите внимание хотя бы на диптих с условным названием «Два города».

Мне кажется, что за всех троих отыгрался Анатолий Сергиенко блестящей фразой:

- Иногда кажется, что делаешь никому ненужные вещи. Но для меня не важно, какими средствами выражать свои мысли, чувства, переживания. Только нравоучения бессмысленны.

Фото:
Евгений Баранов. «Утро туманное».
Фото:
Анатолий Сергиенко. «Старые ботинки».
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.08.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,587175,182577,528072,9524
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня