17.09.2013 / Культура

Гуд бай, Ленин?

Фото: Лев Федосеев

272 лампочки, встроенные в шар из стекла и металла, не только светят, но и способны спасти от холода. Искусство в соединении с технологиями должно согреть северян в полярную ночь - такова идея московского художника Александра Лысова, автора световой инсталляции «IRX272», которая встречает зрителей международной выставки «Ленин: Ледокол», открывшейся вчера в Мурманске.

Оригинальный проект, объединивший российских и зарубежных мастеров, реализуется в рамках Австрийского культурного сезона в России. И, по мнению посла Австрии в РФ Маргот Клестиль-Лёффлер, станет самым ярким его эпизодом.

- Уверена, эта необычная акция - начало длительного культурного сотрудничества Австрии и Мурманской области, - сказала госпожа посол перед тем как вице-губернатор региона Татьяна Поронова открыла выставку.

Первенец атомного ледокольного флота, дремлющий у мурманского пирса, стал для проекта и домом, и душой, ведь перед участниками поставили задачу отразить историю ледокола через призму его мощи и эстетической привлекательности. Причем российским, французским и австрийским художникам был дан карт-бланш: осваивать пространство корабля они могли по своему усмотрению. Кто-то снимал видеоперформанс прямо на палубе, кто-то превратил в гигантскую инсталляцию кают-компанию... Возможно все. Единственное условие - почтение к кораблю, принявшему ультрасовременное искусство на борт.

Подготовка к выставке заняла долгие месяцы. Автор светящегося шара, установленного на пирсе, Александр Лысов, например, начал работу в марте, два месяца ушли только на расчеты и чертежи, затем сборка, перевозка в Мурманск - и еще месяц работы по монтажу необычного объекта. Огромный шар начинен датчиками тепла и движения, которые заставляют вспыхивать лампочки. Которые, по словам художника, ровесницы самого ледокола.

Как подчеркнул директор Австрийского культурного форума Симон Мраз, большинство работ были специально сделаны для проекта. Исключение - те, чья история неотделима от биографии корабля. Это работы наших земляков Тамары Зуевой и Владимира Кумашова. В экспозицию вошли их пейзажи, написанные во время арктических путешествий на борту ледоколов в восьмидесятые годы. К слову, живописью мурманчан и ограничивается реалистическое искусство в экспозиции. Остальное - сплошной концептуализм. Даже хорошо знакомый гипсовый Ленин - классический бюст работы Михаила Лушникова, тиражировавшийся в свое время сотнями, - здесь обрел иной облик. Скульптор Мария Кошенкова отлила его в бронзе, но лишь наполовину. Вторая половина стекает тающим льдом - она стеклянная. По мысли автора, это имитирует эффект таяния идей прошлого, прощания с ушедшими в архаику вождями: «Гуд бай, Ленин!»

Ленин - «ледокол и человек» - главный персонаж большинства работ. Чего стоит, скажем, инсталляция «Алхимия атома» Игоря Макаревича и Елены Елагиной. В прозрачные сосуды помещены шарики для пинг-понга, обклеенные цитатами из трудов Ильича. Вдохновили художников размышления вождя пролетарской революции о диалектическом материализме. Оказывается, эти шарики символизируют связь духа и материи силами искусства.

Не обошлось и без Сноудена. Точнее, тревожащей умы и интернет-форумы темы глобальной слежки каждого за каждым в современном компьютеризированном мире. «Ледо Call. Конференция» - композиция Йоханны и Гельмута Кандль как раз об этом - так уверяет небольшой текст, сопровождающий композицию. В кают-компании на столах расставлены карточки для имен выступающих. Вот только ни имен, ни самих людей пока нет. Кто участвует во встрече - неизвестно. Само же помещение, по версии авторов, прочно защищено от прослушки, да и вообще дело происходит во льдах Арктики, вдали от мира. Казалось бы, анонимность гарантирована, спикеры связаны удаленным доступом, находятся за своими компьютерами, выступают под никами. Но наблюдают и за ними. Кто? Ну, хотя бы белые медведи.

Спорить или соглашаться, восхищаться или недоумевать, посетив необычную выставку, - дело вкуса. На борту ледокола она пробудет до 10 января. А весной переедет в музей современного искусства в австрийском Линце. Затем, как рассказал глава департамента культурной политики австрийского МИДа Мартин Айхтингер, она прибудет в Нью-Йорк.

- Объединив богатую историю ледокола с современным искусством, мы еще и протянем с его борта культурный мост в другие страны! - воскликнул он на открытии выставки.

Эхо проекта услышат через пару недель и на Московской биеннале современного искусства - там покажут эскизы, модели и фотографии экспозиции.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.09.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня