21.11.2013 / Культура

Смеются - значит, живы

Фото: Александр Микулин

19 ноября в Мурманском областном драматическом театре торжественно открылся VII Международный фестиваль театрального искусства «Полярная звезда». Первыми перед северянами выступили актеры из Санкт-Петербурга. Лаборатория «ОN. ТЕАТР» привезла на фестиваль спектакль «Горячий август». Автор киносценария («Смешанные чувства») Наталья Ворожбит. Режиссер - Денис Замиралов. Художник - Константин Соловьев.

На протяжении двух часов публика становится свидетелем текущей почти в документальном режиме деревенской жизни. С первых тактов постановка Д. Замиралова приковывает к себе внимание правдой происходящего. Доверие между залом и подмостками возникает моментально! Зал неоднократно взрывается то хохотом, то аплодисментами. Отвечает сцене - сочувствием, слезами, пониманием.

Персонажи «Горячего августа» - свои люди. Узнаваемо все: и то, как они обнимаются и как переругиваются, как накрывают на стол, как «купаются» в речке (замечательная по своей изобретательности сцена: таз с водой символизирует пляж), как мучаются с похмелья, закатывают истерики, мечтают о счастье, нелепо сватаются, сживают друг друга со свету и берегут пуще зеницы ока… Родные! Родственные души!

Достоверность изображенного в «Горячем августе» - и в мелочах, и в самой атмосфере - не побоюсь сказать - национальной жизни. Бросается в глаза, как много на сцене яблок: в корзинах, в вазах, на лавках, на полу, на праздничной скатерти. Как не вспомнить Ивана Бунина? Аромат антоновки жив? Или победил-таки его запах крепкого перегара? Бутылей из-под самогона на сцене ведь тоже не счесть. Спектакль реалистичен по существу, но при этом удивительно театрален.

Питерцы демонстрируют великолепную постановочную школу. Условны декорации - сцена просто уставлена открытыми дверными проемами! В них входят, как входят в двери, переступая порог родного дома... Но! Дверной проем может напомнить в одной сцене кладбищенское надгробие, в другой - двуспальную кровать охладевших друг к другу супругов. Двери представляют собой то состоящий из сплошных тупиков житейский лабиринт, то заманчивую лазейку в иные, потусторонние миры. Авторов можно поздравить с этой блестящей оформительской идеей.

Метафора дверного косяка помогает точнее расслышать и распознать главную боль постановки. А она - в отчаянной попытке сельчан разобраться в самих себе, устоять на последней грани человеческого достоинства. А может быть, всерьез побороться за свою или чужую жизнь? И разве каждому из нас не знакомо сегодня чувство растерянности, неуверенности в себе, в завтрашнем дне? Как не просто выжить - жить?

У зрительного зала и у персонажей «Горячего августа» общие беды: мужики от откровенного безделья раньше времени старятся, пьют горькую до «белочки», капризничают, как малые дети, и редко доживают до седин. Убедительна игра А. Голубева (роль Валерика). Его брат-алкаш смешон, жалок, но и мучительно по-человечески одинок, по-детски наивен. Женщины поют и плачут, проклинают свою тяжкую долю, но сдаваться не собираются: и замуж назло судьбе хочется выскочить, и платье новое примерить, и с соперницей счеты свести… Все женские роли сыграны просто блестяще! Драматична приехавшая из города в родную глубинку Татьяна (В. Маннатова), задорна работающая в коровнике от зари до зари Валя (Е. Круглова), бесшабашна, но чертовски обаятельна Рита (А. Чернова). Каждый в деревне Борщи крутится как может! Шутят, ссорятся, мирятся… И все-таки и семья, и сама деревня на грани вымирания. И устрашающе уже глядят на зрителя двери-гробы. Что-то будет? Чего еще ждать?

Киносценарий Н. Ворожбит перекликается с прозой В. Распутина. Мотивы «Последнего срока», «Прощания с Матерой», «Пожара» - налицо. Идейным центром постановки становится образ матери (заслуженная артистка России К. Белова). В начале действа умирала, обходила ночью с прощальной песней всех своих детей старушка-мать. Но нашлись еще силы жить - за столом сидеть, домашние байки в сотый раз повторять, участие в семейных хлопотах принимать… Мать всем нужна. Как и родина.

Ближе к финалу постановки на семью из деревеньки Борщи просто сыплются беды: разлаживаются отношения в семье Тани, попадает в реанимацию сбитая мотоциклистом Рита, как будто из ничего возникает пожар. Все плохо? Но символические двери превращаются в костерок. Люди собираются на пепелище того, что еще вчера было их родным домом. Мать заботливо делит между всеми домочадцами хлеб. Символ мог бы показаться лобовым, чрезмерно пафосным. Но, к чести постановщиков и актеров «Горячего августа», он воспринимается весьма органично. И вызывает искреннее волнение. На глаза наворачиваются слезы. Конец? Нет! Персонажи «Горячего августа» в финале дружно и заразительно хохочут. Терять-то им больше нечего. Смеются - значит, живы! А пепелище - отстроится. Работать не привыкать.

См. также:

Отринь личину - впусти в себя свет

Театральные аристократы: прощальный шарм

Неси свой крест и веруй

Вчерашний день большой советской любви

Смеются - значит, живы

Фото: Александр Микулин
Фото: Александр Микулин
Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 21.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,814075,324179,547072,7227
Афиша недели
В жанре девяностых
Гороскоп на сегодня