22.11.2013 / Культура

Звучать - с зашитым ртом

Фото: Лев Федосеев

Замечательный писатель Денис Драгунский недавно откликнулся на акцию московского нонконформиста Петра Павленского, прибившего себя за причинное место к брусчатке Красной площади. Петру светит теперь пять лет колонии - правоохранители расценили его перформанс как хулиганство. Публика, судя по интернет-опросам, - как членовредительство. Писатель - как искусство. И логика его проста: художник - не тот, кто рисует «похоже и красиво», а тот, кто шокирует, кто на грани юродства. Искусство обнажено и полно боли.

На днях в Мурманске выступала с лекциями Элсебет Кьершоу - кандидат филологии, историк искусств, хранитель Союза музеев Норвегии. В этом году королевство фиордов отмечает 150-летие Эдварда Мунка - великого скандинава, вписавшего тихую Норвегию в историю великой мировой живописи. Скандалиста и мастера эпатажа.

Студентам нашего гуманитарного университета Элсебет рассказывала, что Мунк всю жизнь писал автопортреты. Не в строгом жанровом смысле, но его лицо или фигуру можно узнать на десятках полотен. Он всегда делал себя героем искусства, центром мира. И все печали этого мира изображал через самого себя. Впрочем, об этом знают немногие - просто потому, что огромный корпус работ на редкость плодовитого скандинава широкой публике неизвестен. Зато все знают «Крик» - эмблему экспрессионизма, символ искусства ХХ века: кричащий человек на мосту на фоне кроваво-красного неба. Отчаяние, отчуждение, воплощенный ужас. О смысле этого предвестия мы давно не задумываемся: «Крик» превратился в модный принт, его можно встретить на сумках и футболках, плакатах и демотиваторах.

- Весьма печально, когда массовая культура поглощает часть подлинного искусства, и с Мунком произошло именно так. Отчасти и это сподвигло нас на создание масштабных программ популяризации его наследия, - говорит Элсебет. - При всей растиражированности «Крика», Мунка очень мало знают за пределами Норвегии.

С 1 июня до середины октября ретроспективную выставку художника в Осло посетили полмиллиона человек, что практически равно населению норвежской столицы. Ночью перед закрытием экспозиции галерея не затворяла дверей, и очередь, начинавшаяся на улице, не иссякала до полуночи. Еще миллион человек пришли на выставку, когда она переехала в Париж, затем во Франкфурт. Норвежцы всерьез решили рассказать Европе о национальном гении. У них - истинный бум его творчества.

Но только ли в патриотизме северных соседей, умеющих гордиться своим достоянием, причина его популярности на родине? Его творчество - шоковая терапия, где даже в поцелуях влюбленных читается гибельность, где дети обречены на скорый уход. Сын врача, Мунк видел смерть с детства, рано пережил мучительное умирание сестры, ставшей героиней его первой картины. Даже в декадентскую эпоху норвежец казался столь страшным, обнаженным, что его выставки закрывались досрочно по требованию оскорбленной общественности. В его работах видели болезнь и эпатаж. А в них были боль и пророчество.

- Он не трагичный, он человечный, - говорит Элсебет. - Его картины полны чувств, переживания, поэтому он так близок нам - сегодняшним. При всей условности его языка он понятен, что называется, без перевода.

Трагизм в повседневность респектабельной Норвегии пришел с Утойи, когда в одночасье благополучие сменилось беззащитностью. Ни одно даже самое демократичное и социально ориентированное государство не защитит человека от него самого, от пещерного ужаса внутри. Между прочим, по воспоминаниям Мунка, его легендарный «Крик» родился в тишайший безмятежный вечер: «Я шел по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу».

Всякий художник порой чувствует себя кассандрой. Вот только язык пророчеств в каждую эпоху свой - уж какой заслужили. Иногда это краски и слова, иногда - кровь и крик. Может быть, привыкнув потреблять искусство как продукт, мы не способны услышать его голос - и тогда требуется удар. Может, его и наносят такие как Павлинский, зашивая себе рты цыганской иглой или обматываясь колючей проволокой...

Кстати, Мунк тоже был членовредителем, отстрелил себе палец. А когда психиатр лечил его по модному тогда методу - электричеством, рисовал веселые наброски и автошаржи. А на склоне лет вместо обнаженных молодых натурщиц, устроившись перед зеркалом, писал собственное старческое тело.

У каждого пророка свой язык. Мунк делал себя героем своих страшных и прекрасных полотен. Современники используют собственную жизнь как инструмент творчества, порой не жалея ни тела, ни души, ни судьбы. Чем запомнится искусство дня сегодняшнего? Станет ли он только временем провокационных акций, которые так соблазнительно назвать выпендрежем или хулиганством? Неизвестно, получит ли Павленский «пятерочку», но опыт «Пусси Райот», сидящих по той же самой статье за свой «перформанс», рождает определенную аналогию.

Где грань, отделяющая искусство от преступления? И подсуден ли художник?

- Никогда, - горячо говорит Элсебет, стряхнув скандинавскую холодность. - Никогда! Да, политическое содержание - не критерий качества искусства. Но искусство настолько сильно в передаче идей, в том числе политических, что не может быть им совсем чуждо. Художник должен иметь полную свободу самовыражения, даже если оно связано с политическим протестом. Да он не должен причинять вред человеку, но выражать себя словесно, пластически или как угодно еще - его право. Его дело!

Можно ли Брейвика причислить к художникам, а его злодейство именовать адским шоу? Или все-таки стоит вспомнить про антитезу «гений и злодейство»? Да нет, все проще. Художник - божье дитя - не отнимает жизнь, он делает все, чтоб она звучала. И подчас, в мертвенной тишине, он единственный, кто говорит. Даже с зашитым ртом.

Татьяна БРИЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.11.2013

Назад к списку новостей

Еще по теме

Минерал наоборот
Это история одного ученого, рассказанная им самим без пафоса и философствования, с самоиронией и искренностью
Отходы, которые мы производим
Статистика утверждает, что в настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем до 4 центнеров бытовых отходов в год

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,488873,932777,289671,3077
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня