27.11.2013 / Культура

Отринь личину - впусти в себя свет

Фото: Александр Микулин
Сцена из спектакля «Страсти по Ардалиону».

Трудно описать пантомиму. Вернее, для этого нужен какой-то особый язык, в том числе и рецензионно-критический. Особый пластический жанр требует от актеров совершенного владения своим телом, жестом, мимикой. От зрителя - способности читать язык символов, видеть за ярким внешним - внутреннее напряжение мысли, сердца, души. VII Международный фестиваль «Полярная звезда» напоследок подарил театралам уникальный спектакль - мимодраму «Страсти по Ардалиону» в исполнении артистов Ереванского государственного театра пантомимы (режиссер заслуженный деятель искусств Армении Ж. Дадасян; художники А. Степанян, Л. Степанян.). Без преувеличения можно сказать, что зрелище это никого в зале равнодушным не оставило.

Всем участникам VII Международного театрального фестиваля «Полярная звезда» хочется крикнуть заветное: «Браво!». Играли - на совесть, от чистой души, не погрешив против своего призвания

История Ардалиона, оставившего театральные подмостки ради снизошедшего на него Откровения, разворачивается медленно и трагически. Нет, сначала все по-дионисийски весело. Актеры-язычники, подчиняясь манипуляциям Ведьмы (Ш. Саресян) и ее дочери (Л. Галстян), разыгрывают комедию за комедией. Они бесстыдно откровенны, эротичны, обнажены. На сцене торжествуют Порок, Страсть, Игрище. Среди комедиантов (Н. Едигарян, А. Айрапятян) и главный герой пантомимы - Ардалион (О. Аджинян). Он, пожалуй, лучший из лицедеев. На его лице - сменяющаяся череда масок. Но языческий театр - не судьба будущего святого. Именно на него падает божественный луч - особый знак избранничества. Ардалион отходит от актерской братии. Однако ведьминские силы ведут с ним борьбу не на жизнь, а на смерть. Став по духу христианином, бывший лицедей принимает мучительное распятие на кресте. Так побеждено язычество. Ардалион - свят.

Артисты Ереванского театра продемонстрировали вкус и такт, рассказав историю в назидание… самим же себе. Но не только самим себе! «Страсти по Ардалиону» заставили задуматься о том, что, быть может, каждое служение должно нести в себе частицу небесного откровения. Распятие - символ любви и веры. И кому, как не служителям театрального искусства, помнить о своем призвании и «не бояться жизни», потому что есть нечто высшее.

Выступление армянского коллектива подытожило иногороднюю программу VII Международного театрального фестиваля. И в самом иносказании сюжета о христианине-мученике Ардалионе нельзя ли увидеть своего рода символ нашей современной культуры - и мировой, и отечественной? Если говорить всерьез, то мы снова и снова ищем ответы на самые главные вопросы быта и бытия: в чем смысл человеческой жизни, каково предназначение искусства, какими путями - торными или неезжеными пойдет по дорогам судьбы молодежь? В чем непреходящее значение опыта - пусть и горького - и в общественных отношениях, и в недрах закулисья, и в самой человеческой личности. Чему служить? От чего отрекаться без сожаления? В кого верить? Что в самом себе осудить?

Именно для такого серьезного разговора и собрала мурманчан очередная «Полярная звезда». Что же останется в памяти? Думаю, каждый зритель благодарен устроителям фестиваля и его участникам по-своему. Неделя прошла не бесследно, прежде всего для самих профессионалов сцены: обсуждение работ друг друга, беседы со столичными критиками, молодежная «тусовка» - все это помогает взглянуть на себя со стороны, точнее оценить ценность сделанного, а значит, способствует росту ответственности за качество того, что нынче принято называть «театральным продуктом». Лучшие постановочные силы при всей конъюнктурности процессов, происходящих как вне, так и внутри театральных стен, пытаются сохранить главное - свежесть и неповторимость дара перевоплощения; смелость режиссерских усилий; терпеливое отношение к театральному молодняку; уважение к опыту.

Девять спектаклей - девять окошек в мир. Не буду подробно останавливаться на каждом. Попробую выявить некоторые закономерности. Театры ищут репертуар! Стать по-настоящему актуальными удалось немногим: питерской лаборатории «ОN Театр» («Горячий август»), молодым актерам Мурманской облдрамы («Мир-дверь-мяч», режиссер Н. Ковалев). Постановки этих коллективов нацелены в самые болевые точки современности. Карьерные молодые люди ради выгодной поездки на Велигер готовы забыть о своем и чужом человеческом достоинстве, походя растоптать былую дружбу, утратить такт, оскорбить доверие, ранить душу… Полна тревожных противоречий народная жизнь в глубинке: люди откровенно спиваются, мечутся в поисках смысла, рвутся родственные связи… Актуальная драматургия исполнена боли. Это так. Но в русской традиции она и сострадательна. Зал плакал на финальной сцене «российского пепелища» в «Горячем августе» и скорбно затихал, предчувствуя надвигающуюся трагедию, в молодежной постановке мурманчан («Мир-дверь-мяч»). Есть над чем поразмыслить…

Не каждая пьеса может найти общий язык с современной аудиторией. Хотя не берусь говорить сразу обо всех зрителях. Знаю, что «Валентин и Валентина» в исполнении студентов Санкт-Петербургского государственного университета культуры искусств многих зрителей задела за живое. Ведь конфликт отцов и детей на почве первой любви шекспировского масштаба - из разряда вечных. Мне показалось (и я об этом писала в рецензии), что спектаклю не хватило созвучия с XXI веком. Очень непросто перенести лирическую и идейную ситуацию из романтических шестидесятых годов в наше куда как более прагматичное и во многом циничное время. Разница в историческом и социальном опыте дает о себе знать. Тогда победу, бесспорно, одерживало чувство, сегодня - выгода. Герои питерских «Валентина и Валентины» выглядят смирившимися перед обстоятельствами, убивающими в них радость доверия друг другу.

Некоторые спектакли фестиваля говорили о сокровенных отношениях между домочадцами («Каменное гнездо» театра Северного флота, «Женщины без мужчин. Вот и все» Детской театральной школы Мурманска). Спектакли, на первый взгляд, разные. И по уровню исполнения (профессионалы флотского коллектива - и любители из ДТШ), и по глубине режиссерского осмысления (Ю. Фекета смело ставит проблему поколений, Е. Крынжина разбирается в лабиринтах женской души). Но роднит эти работы одна тема - тема дома, ставшего настоящей тюрьмой для живых людей. Лишенные свободы, они вынуждены прибегать ко лжи, ухищрениям, ссорам. Итоги исковерканных домашним деспотизмом «любовных историй» весьма плачевны: расставания, слезы, смерть. Хочется отметить отменную сценографию спектакля Детской театральной школы. На совесть потрудились над воплощением духа испанской пьесы Гарсиа Лорки «Дом Бернарды Альбы» балетмейстер Олег Волынцев (Москва), сценограф Т. Шорохова. Сильнейшей стороной спектакля театра Северного флота является актерский ансамбль, руководимый опытным главным режиссером народным артистом России Ю. Фекетой. Блистательна народная артистка России Маргарита Конторина (Старая хозяйка). Все более убедительны молодые исполнители - Алексей Гудин (Аарне) и Юлия Блохова (Илона Алгрен).

Были на Седьмой «Полярной звезде» и спектакли-откровения. К ним без тени сомнения можно отнести шедевр «Актерская гримерная», разыгранный по пьесе Кунио Симидзу актрисами Харьковского академического драматического театра имени Тараса Шевченко. Режиссер - заслуженная артистка искусств Украины Оксана Стеценко. Харьковчанки, по сути, пропели песнь во славу театра: зрители стали свидетелями таинственной, но вместе с тем и предельно обнаженной по нерву феерии, где переплелось печальное и смешное, ирония и трагедия, боль и надежда.

Предельно искренним стал для публики спектакль «Я обнимаю всех живых…». Артисты Мурманского областного театра кукол сыграли его силами почти всей труппы. Посвящено это песенно-музыкальное действо замечательному человеку и барду Булату Окуджаве.

Несколько выбивался из темы фестиваля и заявленного уровня (эксперимент, молодежные коллективы, лирические зарисовки) по сути антрепризный спектакль «Мужской род, единственное число», который показал Московский драматический театр имени К. С. Станиславского. Опытные актеры с первых тактов сумели покорить переполненный зал. Народный артист России Владимир Коренев (Фрэнк Хардер), заслуженные артисты России Александр Пантелеев (Альбер Ламар) и Людмила Лушина (Матильда Ласбри) продемонстрировали высокий уровень актерского мастерства.

Смысловой итог фестиваля, по крайней мере для меня, подвели мимы из Еревана. «Страсти по Ардалиону» стал, быть может, спектаклем - предвестником будущих театральных перемен. Давно уже в кулуарах международных фестивалей, в критических статьях о театре проступает мысль о том, что слово уступит место «чистому действию». Зритель должен видеть на сцене ярко выраженные страсти, сопереживать поступкам персонажей, которые явлены непосредственно - в акте преступления или подвига. Спектакль как арена противоборства Добра и Зла, Света и Тьмы. Без слов. Символический. В духе, если угодно, «театра жестокости» Арто...

Именно таким - ярким и красноречивым по жесту, танцу, позе, мимике, маске - и является детище Ереванского государственного театра пантомимы.

Всем участникам VII Международного театрального фестиваля «Полярная звезда» хочется крикнуть заветное: «Браво!». Играли - на совесть, от чистой души, не погрешив против своего призвания нести людям свет. Спасибо.

См. также:

Отринь личину - впусти в себя свет

Театральные аристократы: прощальный шарм

Неси свой крест и веруй

Вчерашний день большой советской любви

Смеются - значит, живы

Фото: Александр Микулин
Сцена из спектакля «Страсти по Ардалиону».
Фото: Александр Микулин
Сцена из спектакля «Страсти по Ардалиону».
Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.11.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,940873,176976,249870,8753
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня