27.11.2013 / Культура

Театральные аристократы: прощальный шарм

На спектакле Московского драматического театра имени К. С. Станиславского «Мужской род, единственное число» зал МОДТ был переполнен. На озорную французскую комедию Ж.-Ж. Брикера и М. Ласега и в самой столице трудно попасть - чего уж говорить о Мурманске: билеты раскупили загодя.

Наверное, непросто выходить на публику, которая заранее ждет театрального чуда. А от исполнителя главной роли Полковника Фрэнка Хардера - народного артиста России Владимира Коренева - еще и полного соответствия его звездной роли в кино. Человек-амфибия в начале 60-х годов покорил весь Советский Союз. Трудно было не влюбиться (помню по своему маленькому дошкольному сердцу) в этого таинственного узколицего красавца с незабываемой печалью миндалевидных глаз.

Но сегодня Владимир Коренев другой. Импозантен, аристократичен по-прежнему, но от чуть застенчивого инфернального покорителя морских глубин нет, кажется, уже ничего. Совершенно другой мужской тип: земной, уверенный в себе победитель. Просто на удивление!

Метаморфоза, случившаяся с заглавным исполнителем, как-то лукаво рифмуется с сюжетной линией «Мужского рода». Дело в том, что в Полковнике - Кореневе другие персонажи постановки не сразу узнают… бывшую хозяйку дома - супругу Альбера Ламара (засл. артист России А. Пантелеев), мать Луи Ламара (арт. Е. Самарин), задушевную подругу - соперницу Матильды Ласбри (засл. артистка России Л. Лушина). Да, такой вот подвох! В свое время - двадцать лет назад - жена Альбера вышла из офиса попить кофейку и обратно не вернулась. Пропала без вести. А на самом деле ее, оказывается, похитили американские спецслужбы, долго держали в укрытии, предложили изменить внешность. Она с радостью согласилась в будущем стать мужчиной, ибо амбивалентность пола была ей не чужда. Хм… Уж больно пикантная ситуация. Требует от публики не только чувства юмора, но и, скажем прямо, толерантности. А от актеров - высшего пилотажа игры. Шаг вправо, шаг влево - и можно просто погрязнуть в пошлости.

В пьесе «Мужской род, единственное число» множество самых смелых ходов и намеков. И все так или иначе крутится вокруг возникающих между людьми симпатий, опасных связей, противоречивых эмоций. Признаются друг другу во взаимности переживаний бывшие подруги; отец и сын становятся соперниками в интрижке с гувернанткой Жаснет (арт. И. Коренева). А сама Жаснет, в финале представления объявляющая о своей беременности «то ли от отца, то ли от сына», на поверку оказывается… бывшим молодым человеком, всего лишь полгода назад сделавшим рискованную операцию. Лихо?! Еще бы…

Мурманский зал благосклонен к игривости французской пьесы. Спектакль москвичей сопровождался набегающими друг на друга волнами самого доброжелательного смеха. Надо отдать должное известному питерскому режиссеру народному артисту России Семену Спиваку. Он прекрасно чувствует актерскую природу исполнителей. Спектакль удивляет разнообразием всевозможных находок, оригинальностью трактовок отдельных сцен, красноречивостью жестов, разлитой по всему действию иронией.

Особенно хороша Людмила Лушина в роли Матильды - новой (после двадцатилетнего перерыва) претендентки в законные супруги Альбера. Женщина бальзаковского возраста просто пьянеет от счастья! Но тут на ее голову сваливается вся эта безумная история с возвращением из «небытия» настоящей «жены и подруги» в образе обаятельного супермена Полковника. Да еще сын Альбера - Луи (Е. Самарин) путем логических заключений пришел к умом не постижимому выводу: Полковник - его отец, Матильда - мать. А кто же тогда Альбер Ламар? Матильда - Лушина берет на себя ответственность за сценарий происшествия и на ходу импровизирует одну мелодраматическую историю за другой. В итоге все бесконечно счастливы! Пьют шампанское…

Счастлив и мурманский зритель. Московские артисты - настоящие театральные аристократы. В привезенном ими спектакле - ни сучка, ни задоринки! Внушительные декорации, совершенная сценография, приятное музыкальное сопровождение (художники Марк Уитаев, Светлана Логофет, музыкальное оформление - Юрий Лаптенко).

Лишний раз понимаешь, что французские комедии предназначены для очень слаженных актерских коллективов, где каждый исполнитель - настоящий профессионал. Тогда любой самый пикантный ход в сюжете не страшен. Он отзовется не пошлостью - зрелой правдой актерского существования на сцене, чуть приправленной умным режиссерским взглядом - как бы «со стороны». Такое действо и показывают, наверное, на Бродвее целыми десятилетиями.

«Мужской род, единственное число» долгое время радовал москвичей и гостей столицы. Но… гастроли в Мурманске, увы, стали его последним аккордом. Владимир Коренев сообщил на церемонии вручения наград участникам фестиваля «Полярная звезда», что… в театре имени Станиславского списан со счетов весь прежний репертуар. И «Мужской род» замечательные артисты играли в последний раз. Вот такая лебединая песня прозвучала на подмостках Мурманского драматического театра. Аплодисменты были нескончаемы. «У вас в Мурманске очень хорошая публика! - сказал на прощанье Владимир Коренев. - Мы, артисты, люди чуткие и всегда отличим вежливую фальшь от искренней заинтересованности».

См. также:

Отринь личину - впусти в себя свет

Театральные аристократы: прощальный шарм

Неси свой крест и веруй

Вчерашний день большой советской любви

Смеются - значит, живы

Людмила ИВАНОВА, театральный обозреватель

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.11.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня