07.12.2013 / Культура

Кукла наследника Тутти

Фото: Сергей Ещенко

В Мурманск они приехали под особой охраной - хрупкий десант в двух купе всю дорогу из столицы в Мурманск оберегали специально нанятые телохранители. В областном художественном музее вчера открылась выставка из московского Музея уникальных кукол.

На Севере экспонаты частного музея пробудут аж три месяца и, как и подобает барышням, прибыли к нам с приданым. Так что значительная часть бесценного багажа, который разместили в двух залах музея, - аксессуары, саквояжи, крошечная мебель, сменное бельишко – да-да, настоящие панталончики и корсетики, посуда тончайшего немецкого фарфора, а также чугунные утюги размером чуть больше спичечного коробка, самовар высотой со стакан и, разумеется, библиотека! На изумительном стеллаже высотой меньше обувной коробки разместилось полное собрание Шекспира в оригинале. Сорок томов.

- Все аксессуары настоящие: утюжками можно гладить, швейная машинка работает, книги можно прочесть и даже печь на дровах пригодна для приготовления пищи. Ну и в самоваре. если подбросить угольков, можно воду вскипятить. - говорит Ирина Марышева, директор Музея уникальных кукол.

Музей, основанный 17 лет назад театральной художницей Юлией Вишневской, насчитывает тысячи игрушек, самая старая из которых изготовлена в XVII веке. А началось все с куклы. найденной Юлией на дачном чердаке. Находка срочно требовала лечения, а после реставрации стала первым экземпляром коллекции.

- Наши куклы в основном аристократки, - говорит Ирина Марышева. - Не всякая семья могла себе позволить такую покупку, недаром их передавали по наследству как настоящие произведения искусства. Больше того, существовали куклы, с которыми детям разрешалось играть только под присмотром гувернанток. А иногда в качестве наказания запрещали прикасаться к кукольному домику.

Германия, Англия, Франция... В последней куклы зачастую производились вовсе не для игры: они играли роль манекенов, представлявших новинки женской моды. В России же до революции работали четыре больших кукольных завода. К слову, их продукция была столь популярной, что после победы пролетариата наркому Луначарскому пришлось издавать особый декрет о запрете буржуазных игрушек. Еще бы: все эти рюши, вуали и кружева - элементы сладкой жизни - никак не вязались с образом победившего класса. И все-таки куклы выжили.

- Мы всем любимцам даем вторую жизнь, - говорит Ирина Петровна. - Если вглядеться в лица наших кукол, заметите: они словно все еще ждут своих хозяек, которые любили их, играли. Застыли - и ждут, не зная, что, если их самих время и пощадило, то хозяек давно нет на свете. Когда к нам на экскурсии приходят дети, мы объясняем: с этими куклами играли бабушки ваших бабушек!

Маленькие модницы в шляпках и беретах глядят из витрин внимательно и удивленно. Спящие красавицы, обломки прекрасной эпохи. Это им доверяли первые в жизни секреты, у них искали утешения в первых горестях. Тайны, прикосновения, смех и шепот, легкие шаги, Рождественская елка, запах духов... Восковые и деревянные, из фарфора и композита, немки и француженки, и даже тибетские и китайские экзотические красотки, а еще знаменитые целлулоидные пупсы родом из Америки - уж этих-то наши мамы точно помнят!

Отдельно за столиком примостились огромные интерьерные куклы с бесстрастными фарфоровыми лицами. Когда-то хозяйки поили их чаем, читали им книжки. Лекарство от одиночества, безмолвные компаньонки.

- Помните «Трех толстяков»? - спрашивает Ирина Марышева. - У наследника Тутти был единственный друг - механическая кукла. Кстати, сейчас она - та, что снималась в фильме, - тоже в нашем музее.

Игрушки, созданные в «доконвейерную» эпоху, - живые. Лица красавиц не повторяются. Дело в том, что так называемый бисквитный фарфор (то есть самого высокого качества) требовал тройного обжига при температуре свыше 1300 градусов. Глиняные формы, в которых отливались лица, не выдерживали и лопались после пяти-семи экземпляров. А так как лепили их вручную, множества копий не существовало. Кстати, кукольное дело было исключительно мужской работой, так как производство тяжелое и вредное.

Впрочем, музей вовсе не прибежище одного лишь гламура. У каждой игрушки своя история.

Один из экспонатов, например, принесла старушка, которая рассказала: мишку отец купил ей с последней зарплаты. Через неделю его арестовали как врага народа. А когда началась война и маленьких москвичей эвакуировали, медвежонок, набитый опилками, оказался единственной игрушкой, которую девочка успела взять с собой. И вообще единственной игрушкой в интернате на 200 детей, где она пережила войну.

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 07.12.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня