14.12.2013 / Культура

Настроение «Оттепели»

На мой взгляд, «Оттепель» у Валерия Тодоровского получилась. Сериал, в отличие от многих его собратьев, не просто не раздражал, но - его хотелось смотреть. Единственное, что всерьез расстраивало - рекламная кампания, устроенная Первым каналом в связи с долгожданной премьерой. Как-то все-таки надо знать меру, а тут, как ни включишь телевизор, а там - сплошная «Оттепель» и иже с ней.

Как показалось, достаточно точно передано время. Даже несмотря на то, что иногда видишь, что бутылки-шкафчики-крючочки не совсем соответствуют эпохе, чуть современнее, чем надо. Опять же резало глаз, что больно уж чистенькое все: и улицы, и кабинеты, и брючки-платья-пиджачки едва ли не блестят, словно только что с витрины (даже после нескольких, как у Хрусталева с Костей-сценаристом, дней беспробудного богемного пьянства). В общем, почти стерильно все, чисто, гладенько. Но тут что поделаешь? Сериал все-таки. Для них это дело привычное.

Нет, недостатков у фильма - полным-полна коробушка. Включая картонные, насквозь выдуманные эпизоды и диалоги. Честно говоря, меня в откровенный ступор ввела история, от которой очень зависит сюжет, - он после нее новый поворот получает - появление на съемочной площадке пьяного прокурора с последующим мордобитием.

Первый и главный вопрос - да кто б его туда пустил, да еще и не совсем в кондиции? Да он и сам бы никуда в форме не полез - тихо-мирно обмывал «звездочки» за плотно закрытыми дверьми, как в известной песне тогдашней пелось, «в стороне от придирчивых глаз». И такой почти фантастический по содержанию эпизод (один из ключевых, кстати, очень значимых для фильма) в «Оттепели» не единственный.

И все же, если оценивать целое, то, повторюсь, кино, на мой взгляд, получилось. Несмотря на все недостатки и упущения.

Ведь и актеры не сказать чтобы «ах!». Но и недоброе слово в их адрес тоже еще поискать придется. Особняком Михаил Ефремов - следить за ним в кадре одно удовольствие. Органичен, как животное. Но тут и роль - алкоголика и лауреата Сталинских и прочих премий режиссера Кривицкого - позволяет порезвиться. От души!

Все хитросплетенные мытарства героя Ефремова в пространстве картины: долгоиграющие запои, ревность жены (с взаимными истериками и опять же мордобитием), зарубы с «молодыми, да ранними», с одной стороны, и руководством «Мосфильма», с другой - для фантазий всяческих, исполненных гротеска и драйва актерского, - простор неоглядный. И Михаил этим простором пользуется - всласть, без удержу. Мне кажется, мы давненько не видели его в такой хорошей форме. Начали уже и подзабывать, что есть такой артист. Не просто талантливый сын великого папы, но Артист. Однако жив курилка. Еще как жив!

Старшее поколение актерское - «старики» «Оттепели», вообще, не подкачали. Все в разной степени хороши - и Андрей Смирнов, и Лариса Малеванная, и Василий Мищенко - исполнитель роли того самого пресловутого прокурора, пожалуй, наиболее неприятного персонажа картины.

Сыгравший главную роль - оператора Виктора Хрусталева - Евгений Цыганов очень привычен, конечно. Традиционно играет крепкого, умного мужика, безусловного удачника и отпетого сердцееда, который, по словам одной из кинобарышень, «и когда в тюрьме сидит, на съемочной площадке главный». Все обычно. Но одна сцена в исполнении Цыганова потрясла - когда его герой неожиданно даже не рыдать начинает, а - выть. Когда осознает, что одна его привычно-безжалостная фраза, видимо, подтолкнула друга, Костю-сценариста, к самоубийству. После слов жены: «Хрусталев, ты все время словами убиваешь людей...» Сказано - в точку. Правда, против которой не попрешь. И сам Хрусталев-Цыганов это понимает, пожалуй, лучше, чем кто-либо.

Молодежь киношная? Вроде живая, приятная, но опять же без значимых открытий, на твердую троечку. На уровне: что нам сказали, то мы и сделали, куда поставили, там и стоим, шаг влево, шаг вправо - никак. Тот же Александр Яценко, исполнивший одну из главных ролей - режиссера-стажера, меня больше впечатлил Шпаликовым. Но не тем, как он читает его стихи в фильме, а раньше, в серии поэтических роликов, которые Первый канал запустил в ротацию перед премьерой сериала.

Вообще, здорово, что создатели фильма вспомнили это имя. Геннадий Шпаликов - символ оттепели, пожалуй, лучший сценарист шестидесятых. И - поэт. В стихах его то время очень зримо живет. Они очень светлые, чистые, по-детски искренние. По форме очень простые, но - цепляют. Так же, к слову, и фильм, о которым мы ведем речь. Внешне чрезвычайно прост, без каких-либо наворотов и глубокого психологизма, но - пленяет, заставляет себя смотреть.

Из-за чего? Точно не знаю. Тут какое-то все-таки таинство присутствует незримо. Невыразимое словами.

Может быть, из-за верно найденной интонации, настроения, которым живо это кино. Оно, как, собственно, и сама оттепель, и стихи Шпаликова, очень легкое и светлое, несмотря на беды и огорчения, что приходится переживать героям картины.

И еще. Как-то так случилось, но в «Оттепели» Тодоровского, по сути дела, нет абсолютно плохих людей (всегда безжалостный к другим людям Хрусталев подчас отчетливо правилен и симпатичен) и, что особенно важно для нашего сегодня, в нем нет людей совершенно несчастливых.

Задумаешься невольно - почему так? Да просто все, дорогие мои. У героев «Оттепели» есть любимая, увлекательная, денежная и популярная работа, есть любимая, лучшая на всем белом свете страна, есть любимые люди, за которых можно не только заплатить в ресторане, но и отдать жизнь. И что еще надо для счастья?

Радостно за них и тревожно за нас. Посчитайте про себя - у нас-то из этого обязательного набора «счастливого человека» что имеется? Дай бог, если хотя бы одна треть...

Фото:
Фото:
Дмитрий КОРЖОВ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.12.2013

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Так по-разному средние фильмы
Гороскоп на сегодня