01.02.2014 / Культура

Выставка с привидениями

Фото: Павел Вишневский

- Совершенно искренний интерес мурманчан! Поистине праздник единения зрителей и работников культуры! - поделилась с вашим корреспондентом на следующий день после открытия выставки «Романтическая Россия» директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина.

Обаяние легенды

С утра пораньше в минувшее воскресенье после субботней «Ночи искусств» пришла Татьяна Савватеевна в наш художественный музей, чтобы с мурманской коллегой Ольгой Евтюковой осмотреть закрома - пардон, фонды… И вот тут интерес гостьи Заполярья действительно был искренним. Ведь сейчас в Твери строится едва ли не первое в современной России специальное здание для хранения фондов местной картинной галереи.

- У нас 36 тысяч единиц хранения. Мы по сути не картинная галерея, а тоже художественный музей широкого профиля, - поясняет тверской директор.

Оно и понятно. Коллекция в Твери собиралась без малого полтора века. И Татьяна Куюкина приехала сюда в 1966 году - в год столетия Тверской галереи после окончания искусствоведческого факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Последние 39 лет директорствует в этом старейшем провинциальном хранилище предметов искусств.

Впрочем, провинция провинции рознь. Располагается галерея в красивейшем здании Твери - в бывшем императорском дворце, построенном еще Екатериной Великой. Местечко для резиденции императрица присмотрела по пути из Петербурга в Москву. Поэтому слова «обаяние здания» из уст нашей гостьи не звучат чересчур патетично. А вкупе с фразой «обаяние коллекции» и вообще кажутся песней из другой жизни.

- В музеях работают, а вернее живут, как правило, долгожители, - с тонкой улыбкой знатока вопроса говорит музейщица с почти полувековым стажем.

Последней владелицей здания была внучка императрицы - великая княжна Екатерина Павловна (к слову, портреты ее венценосных братьев Александра Первого и Николая Первого тоже приехали в Мурманск). Еще в девичестве средняя сестра вошла в историю занимательным фактом: ее руки трижды просил сам Наполеон Бонапарт.

В 1866 году в пустовавшем казенном дворце при живом участии и содействии тверского губернатора по фамилии Багратион - племянника героя войны с Наполеоном Петра Багратиона - была открыта первая в России общедоступная художественная галерея.

Право слово, потянешь за ниточку - вытянешь клубок запутанной отечественной истории, да еще и стянутый канцелярскими скрепами. Дом-то, оказывается, с почти родными отечественными привидениями.

Райский уголок

О том, как любят тверчане свой двухэтажный императорский дворец (чем-то неуловимым напоминающий Петергофский, если смотреть не со стороны фонтанов с Самсоном, а с более скромного тыла), говорит тот факт, что сейчас на сайте правительства Тверской области в режиме он-лайн сразу с двух камер круглосуточно ведется видеотрансляция капитальных реставрационных работ. Дело это не на один год, а богатейшие коллекции поэтому чаще в разъездах - от Китая до Европы.

Приехавшая к нам «Романтическая Россия» уже побывала в Третьяковской галерее и музеях Франции. В Твери двухвековые традиции русской живописи. Здесь было поместье Алексея Венецианова, здесь Илья Репин создал усадьбу академии художеств, здесь Валентин Серов написал первую картину русского импрессионизма «Девушка, освещенная солнцем». Райский для живописцев уголок средней полосы, исток Волги на Валдае.

На мой дилетантский вопрос, что наиболее интересно из шести десятков экспонатов, Татьяна Куюкина и бровью не повела, привыкла, наверное, к знатокам живописи в первом поколении:

- Как войдете в зал, по левую руку найдите картины Григория Сороки. Это живописец, чьи работы вызывают своей редкостью едва ли не ажиотаж в последнее время. У нас в Твери лишь семь его полотен и еще единичные экземпляры в Русском музее, в Третьяковской галерее и в Эрмитаже…

И буквально в двух словах набросала целую историческую новеллу. Знаменитый художник Алексей Венецианов был тверским помещиком. А Григорий Сорока - крепостным садовником в соседнем поместье некоего Милюкова. Сорока стал одним из самых одаренных учеников Венецианова, неравнодушного как к крестьянской жизни, так и к талантам из нижних чинов.

У нас на выставке их работы висят рядом - венециановский «Портрет Петра Милюкова» и сорокинский «Вид на усадьбу Островки», то есть на имение Милюкова.

- Следы этого пейзажа кисти Сороки потерялись в революцию. Мы приобрели его в самом конце XX века в ужасном состоянии. Несколько лет наши реставраторы восстанавливали полотно, и теперь это одна из самых известных картин нашей галереи, - рассказывает опытный искусствовед.

Глаз художника

Но вернемся в воскресное утро, вполне будничное после субботнего торжества. Перед отъездом в Тверь гостья вместе с директором нашего художественного Ольгой Евтюковой подробно осмотрела и действующие экспозиции, и запасники.

- Мне думается, что Ольга Александровна очень дальновидно собирает работы современных мурманских художников. Это очень качественная живопись и графика, на некоторые полотна я смотрела с завистью! - прокомментировала матерый искусствовед.

Но и художник в душе Татьяны Куюкиной не угас:

- Мурманск превысил все мои ожидания. Потрясающие вокруг пейзажи с туманными сопками, с мохнатыми от снега деревьями…

Это с погодой вам, Татьяна Савватеевна, повезло. Мурманск предстал безмятежно «Спящим мальчиком», как на великолепном полотне старинного тверского художника Никифора Крылова. Проснутся циклоны и метели - разбегайтесь, живописцы, с пленэров.

Фото: Павел Вишневский
Григорий Сорока, "Вид на усадьбу Островки", 1830-е годы
Фото: Павел Вишневский
Татьяна Куюкина.
Фото: Павел Вишневский
Никифор Крылов, "Спящий мальчик", 1820 год.
Фото: Павел Вишневский
Ольга Евтюкова.
Павел ВИШНЕВСКИЙ

Опубликовано: Мурманский вестник от 01.02.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,532773,332177,198071,4635
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня